Внутренний Критик и Внутренняя Поддержка

Внутри каждого человека есть собирательный образ Критикующего и Поддерживающего родителей. Представьте себе, что Ребёнок что-то рисует и сравните две фразы, сказанные родителем ребёнку в ответ на его трудности. 

1. "Что там у тебя опять не получается! Ладно, давай я доделаю — а ты смотри!"

2. "Ты переживаешь? Смотри, как вот тут у тебя хорошо вышло. А здесь тебе чего хочется? Давай вместе. Я покажу. Попробуй теперь сам(а)."

Вроде бы обе фразы сказаны с заботой и желанием помочь. Но в первой фразе можно услышать "я в тебя НЕ верю", "ты НЕ можешь"; во второй же, наоборот "я верю, что ты справишься" и "ты можешь даже больше".

Попробуйте сейчас представить себя на месте этого ребёнка. Какой из двух вариантов общения даёт вам стимул к действию, к дальнейшим поискам, к развитию?

Критикующий Родитель — это собранные в нашем психическом опыте запреты, оценочная критика, санкции, предубеждения, упрямство, шантаж, взятие "на слабо", неприятие критики или возражений в свой адрес, отвержение инаковости. 

Поддерживающий Родитель — это забота, конструктивные советы и предложения, поддержка, покровительство, сотрудничество, безусловная любовь, вера в способности и возможности, как свои, так и других людей. 

Критикующий родитель "включает" в нас Раненного ребёнка — того, который неуверен в себе, в своих силах, закрыт, замкнут, ограничен, испуган. Ребёнок чувствует, что не справился, чувствует вину, досаду, разочарование. Хочется ли ему продолжать рисовать? Хватит ли ему смелости пробовать что-то новое, где, по его мнению, есть риск не справится?

Внутренний Критик и Внутренняя Поддержка 

Поддерживающий родитель "активизирует" Свободного ребёнка — того, который творит, создаёт, стремится, хочет, желает, умеет радоваться жизни и выстраивать с миром доверительные отношения. Это ребёнок, который чувствует свою самоценность — т.е. ценность себя, как личности, независимо от результатов своей деятельности. Он легко и открыто эксперементирует, пробует, ищет, общается. 

 

Забота Критикующего Родителя оборачивается ощущением неполноценности у ребёнка. Он все время ДОЛЖЕН! Часто бывает, что мы холим и лелеем внутри себя Критика — ведь он хочет для нас как лучше. И он, правда, хочет! Но что же он реально может? Я бы сказал, его стимулы хороши для забегов на короткие дистанции — он даёт результат, но очень сильно поглощает силы и энергию. Это крайне дорогое "топливо". Критикующий родитель — это сила КОНТРОЛЯ. А контроль имеет оборотную сторону — ОГРАНИЧЕНИЕ. И чем сильнее самоконтроль, тем сильнее ощущение ЖЕРТВЫ внутри.

Если же вы хотите бежать по жизни с ощущением СВОБОДЫ, с чувством, что вы действительно живёте и любите жизнь, то вам стоит больше обращать внимание на своего Поддерживающего родителя. Да, он не станет гнать вас к результату — вы для него и без результата хороши. Но в его присутствии появляется энергия "МОГУ" — энергия СВОБОДНОЙ ВОЛИ. Вы делаете что-то важное для вас и ваших близких не потому что "должны" своему критику, а потому что вы так действительно хотите. И — парадокс — но энергия и силы прибывают, а не уходят.

Как перейти от теории к практке?

1) СБОР ДАННЫХ

Разделите лист пополам и подпишите две колонки "Поддерживающий родитель" и "Критикующий родитель". Выпишите ситуации, когда вы проявили по отношению к себе или к другим того или иного родителя. Это можно сделать сразу, но лучше это делать в течение недели или даже месяца.

2) ОСОЗНАНИЕ

Пройдитесь по всем ситуациям в одной из колонок и попробуйте понять, какие чувства в них преобладают. Насколько вам комфортно или дискомфортно в этих ситуациях? Затем сделайте тоже самое со второй колонкой. Сравните свои ощущения и почувствуйте хотите ли вы изменений и в какую сторону.

3) ОТСЛЕЖИВАНИЕ
Наблюдайте за собой в течение дня. Попробуйте начать ловить себя "с поличным". Когда в вас включился КРИТИК? Когда заработала ПОДДЕРЖКА? Не спешите менять себя — для начала просто смотрите. А пост-фактом обдумайте, как изменилась бы ситуация, если бы ей занялся другой родитель.

4) ИЗМЕНЕНИЕ
Это именно ПОСЛЕДНИЙ пункт. Он тем лучше получится, чем меньше вы будете себя торопить и чем качественней пройдёте остальные. Задача предыдущих этапов — создать МОТИВАЦИЮ и смоделировать НОВЫЕ РЕАКЦИИ на привычные ситуации. На этом этапе вы начинаете пробовать реагировать в ситуациях по-другому. И тут главное не критиковать себя за неуспех — это ловушка. Важно применять Поддерживающего родителя в первую очередь к себе. И тут мне хочется вернуть вас к началу статьи: "Ты переживаешь? Смотри, как вот тут у тебя хорошо вышло. А здесь тебе чего хочется? Давай вместе. Я покажу. Попробуй теперь сам(а)."

Верьте в себя — это залог вашей веры в других!

Верьте в других — это залог вашей веры в себя!



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я для себя" - что это?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Глава 3 "МОЙ ВНУТРЕННИЙ РОДИТЕЛЬ - критикующий и заботливый"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь