|
Стеснение или "Между Сциллой и Харибдой"Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Не редко мы слышим от маленьких детей «Я стесняюсь», но мало кто задет им вопрос «Чего же ты стесняешься?» и "Почему"?. Стеснение – начало стыда и закладывается оно в детстве. Малыш поначалу чувствует себя свободным и казалось бы откуда взяться стеснению? Существует две диаметрально противоположные точки зрения на этот феномен. Первая: стеснение – черта врожденная, доставшаяся в наследство от одного из родителей. Вторая: стеснение приобретается в течение жизни. Правда, как чаще бывает где-то посередине. Довольно часто стеснение возникает у детей, выросших в семьях, где есть один стеснительный родитель, и обесценивающий – второй (это могут быть и другие родственники по линии отца или матери, но главное влияние оказывают мать и отец). Таким образом, мы имеем ребенка попавшего под «двойной обстрел» - гены (одного из родителей) и среда (создаваемая поведением второго родителя). Встреча условий среды и генов есть необходимое условие, чтобы признак окреп и развился и это хорошо с точки зрения естественного отбора, который происходит в природе, но для маленького человека – отпечаток на всю жизнь. Это сочетание формирует особую структуру характера. Стеснительный чаще интроверт, имеет низкую самооценку, не уверен в себе и плохо владеет собой в ситуациях публичности. В течение жизни, получая подкрепление в ситуациях успеха, стеснительный (а точнее его было бы называть стесненный) может преодолевать некоторые ситуации, где он рискует обнаружить стеснение в виде например, вегетативных реакций, но, если он в этой же или подобной ситуации столкнется с маркером, пришедшим из детства, то вместо успеха его ждет провал. Например, ребенок, а потом и взрослый великолепно декламирует стихи, выступая на сцене и вдруг, слышит чей-то смех, комментарий или спотыкается случайно… тут же, он может потерять дар речи, начать заикаться, краснеть и т. п. и его выступление закончится звуками больше похожими на звуки зажеванной магнитофонной ленты. Ситуация неуспеха, чей-то комментарий, отсутствие поддержки родителя, упрек или обесценивание способствуют закреплению тех чувств и эмоций и реакций с ними связанных, которые сложились в ситуации неуспеха. Что важно, если родитель не поддержал, то утрачивается доверие. Такие люди испытывают сложности в коммуникациях, так как бояться показаться глупыми, неуместными и прочее. Они бояться быть собой, т. к. получили опыт непринятия, отвержения, тогда когда остро в нем нуждались. На постсоветском пространстве не редко наблюдается ситуация, когда родитель, не сумевший принять себя во всей полноте, навязывает ребенку образ идеального поведения и испытывает стыд, когда ребенок не соответствует его представлению об идеале. Особенно часто это происходит не тет-а-тет, а именно в ситуации, где обнаружить собственное «несовершенство» страшнее всего, т. е. на людях. «Мой ребенок не такой» думает родитель, стесняясь в первую очередь себя, но упреки за неуспех достается ребенку. А иногда и упреков не надо. Дети замечательно считывают родительские эмоции. И вот ребенок чувствует стеснение одного родителя и гнев или недовольство другого, обретая установку «я – не такой». Человек с такой установкой, куда бы он не шел, не чувствует себя на своем месте. Он словно везде чужой, не из той стаи. Поиск своей стаи может занять всю жизнь. Стесняться, значит испытывать стеснение, то есть быть стесненным в теле, в эмоциях, в мыслях. Так человек сам для себя становится тюрьмой. Он испытывает зажатость (стеснение). Его можно сравнить с тем, кто оказался между молотом и наковальней. Стеснительный, словно раскаленное железо, горяч и красен и готов сквозь землю провалиться. В случае если его ощущения обнаруживаются и озвучиваются сторонними наблюдателями (а в среде детей и подростков доброжелатели всегда найдутся), реакция закрепляется. Мудрый родитель, заметив стеснение ребенка, может и должен его поддержать, не упрекая или обвиняя в неумении, а давая понять, что в следующий раз у него получится и одна не удачная попытка, не значит, что и другая будет провальной. Однако, иным родителям важнее их собственное лицо. А ситуация неуспеха чада, буквально бросает на них Тень. Обнаруживать свою Тень занятие неприятное, а потому ребенок в своем «несовершенстве» отвергается. Дети – наши зеркала и эти зеркала не врут! Вот мамочка, одергивает застенчивую девочку, не принимая в ней свою же черту. А вот отец ругает сына за то, что он промазал мимо ворот, не принимая свой сегодняшний неуспех перед начальником. Так родители переносят на детей свои теневые (отвергнутые) чувства. А ребенок их собирает, принимает и считает себя плохим, неудобным, неудачником и вообще не понятно чем. Жить с чувством непонимания себя, без ощущения себя довольно тяжелая ноша для ни в чем не повинной детской души. Если родитель не справляется со своим стыдом, влечением (которое возникает к ребенку противоположного пола) или гневом, то ребенок становится носителем всего того, что ему не принадлежит. В этой ситуации очень сложно ответить на вопрос «Какой я настоящий!», ведь мало того, что тебя не приняли, тебе еще вменили и что-то, что не совсем твое. С таким наследством сталкиваются многие, особенно те, у кого родители так и не научились принимать себя. Стеснение – нормальная реакция, оно основа стыда как регулятора социальной жизни, но в подобных, описанных выше ситуациях, оно становится патологическим, так как человек стесняется, а потом и стыдиться самого себя без оснований. Бывает и так, что стыдно за то, чем другие люди гордятся, т. к. невозможно принять человека (и маленького и большого) по частям. Непринятый целиком, человек отказывается и от того, что составляет его сильную сторону. Из этой истории проистекает стыд за собственные успехи, достаток, благополучие и просто счастье! Стыдно быть счастливым! А тем более стыдно, когда ты чувствуешь что «другой», то есть не соответствуешь. Твоя жизнь отличается. Стесняться – стесниться, зажаться, быть в путах, - невозможность проявиться, быть собой. Такими путами может стать взгляд значимого взрослого. Так настоящее Я поглощается родительской тенью – теми чувствами и переживаниями, которые транслировал родитель, наблюдая за ребенком. Обретение истинного Я происходит путем большой работы, и один из ключевых моментов – вывод Я из Тени, через отделение родительского и своего родного – настоящего. Человеку, поглощенному тенью, важно вернуть себе чувствительность и научиться тестировать чувства самостоятельно, постепенно присваивая их согласно своим ощущениям, а не родительским интерпретациям. Как правило, люди, эмоции которых не были приняты родителями, позднее стесняются своих родителей. Особенно это ощущение обостряется в подростковый период, когда сын или дочь стесняются знакомить своих кавалеров и барышень с родителями, скрывая их от последних. Такой ребенок заведомо ждет оценки перед своим (ей) парнем / девушкой от родителей, испытывая двойной стыд – за молодого человека / девушку (а точнее свои чувства к ним) и за родителей, которые могут или непосредственно дискриминировать его в глазах новых друзей или своим поведением. Есть родители-любители подшучивать, а такое поведение легко травмирует психику подростка, вынуждая его отвергать чувства, возникающие к противоположному полу. У стеснения есть синоним – засТЕНЬчивость, который обнаруживает, что противоречие необходимо искать в Тени. Именно в Тени стеснительного человека существует неразрешимый конфликт между желанием нравиться и страхом неуспеха. Так, стесненный между противоречивыми желаниями обрастает броней, стесняющей свободу выражения движений, чувств, мыслей - выражения своего подлинного Я. Обнаруживая противоречие, у стеснительного появляется возможность отделить одно от другого, но без осознания, каждая новая ситуация стеснения для такого человека сродни подвигу Одиссея, оказавшегося между Сциллой и Харибдой – без жертв не обходиться. И жертвой оказываются частички его души. Чтобы выдержать напряжение, человек вынужден идти на сделки с совестью, насилуя свою душу. Берегите себя! С заботой о вашей душе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|