|
О беспомощности, которой мы обучаемся...Автор статьи: Волкова Олеся Владимировна
О беспомощности, особенно о ВЫУЧЕННОЙ, я могу говорить часами. Просто о ней была тема моей докторской диссертации, поэтому я немножко в этом вопросе разбираюсь. Почему предлагаю поразбираться и вам? Потому что состояние беспомощности характерно огромному количеству людей, если не большей части современных жителей цивилизованного мира.
Выученная беспомощность (learned helplessness) - состояние человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. В переводе с умного на понятный: я могу (по факту) что-то сделать, но считаю, что не могу. Чем этот состояние опасно, кроме того, что оно (как устрашающе в определении сказано) может даже привести к преждевременной гибели человека? Тем, что человек перестает быть собой, и живет одной лишь мыслью «у меня ничего не получится». Ни тебе гармоничного развития, ни личностного роста, ни карьеры, ни успехов, ни радости от жизни, ни оптимизма, ни удовольствия… В общем, трудна жизнь выучено беспомощного человека. Да и нет ее, собственно говоря, жизни… Как же это состояние возникает?
Когда окружающие объясняют человеку с детства, что он не может быть самостоятельным и делать что-то сам, он со временем начинает верить в эту токсичную идею. Да-да…, мы снова упираемся в детство. Причем самое интересное, что формирование выученной беспомощности происходит чаще всего не напрямую, когда родители посылают ребенку негативные установки типа «Ты неумеха!», «Из тебя ничего не выйдет!», хотя и в этом случае тоже: если ребенка вырастили очень «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой», которые привыкли верить взрослым беспрекословно. Тут-то мы с вами знаем, что такие мысли адресовать ребенку небезопасно. Однако, выученная беспомощность зачастую прорастает у детей очень, я бы сказала, излишне любящих и заботливых родителей. Настолько заботливых и любящих, что они умудряются своей любовью задушить всю самостоятельность ребенка. Отношение к ребенку по типу «ты ж мое сокровище, я все сделаю за тебя» со 100% гарантией развивает у ребенка мысль, что сам он ни на что не годен. Например, «дай я тебе шнурочки завяжу, а лучше купим ботиночки на липучке, чтоб ты не мучился (не развивался то есть)», «не бери иголку, ты ведь можешь пальчик уколоть (ты такой глупый и неловкий)», «давай я за тебя задание по рисованию сделаю, ты точно пятерку получишь, я ведь хорошо рисую (куда тебе до меня, бездарь)», «я лучше знаю, я мама! (а ты вообще не имеешь опыта, а тот, что имеешь, не представляет ценности)», «наработаешься еще» (ты слабенький и сейчас заработать денег себе не сможешь), «зачем поступать в универ в другом городе, это опасно да и вообще мамы рядом не будет, а вдруг что (ути-пути, заечка, какой ты у меня малышунечка в свои 18, 30, 40 лет)»… И миллионы аналогичных, запечатанных в конверт с любовью, и отправленных в детское сердце посланий… Все они четко объясняют ребенку, что сам он не сможет ничего, что шансов преодолеть трудности у него ноль, что он по сравнению с родителями звено, на котором природа отдыхает, и вообще, мир настолько страшен и опасен, полон непреодолимых трудностей, что может и не жить вообще?.... Конечно, нас не предупредили, что быть родителями – это то еще испытание. И самое главное испытание в том, чтобы не начать жить за своего ребенка его жизнь. Понимаете, помогать жить не всегда полезно. Иногда это значит лишить собственного ребенка возможности приобрести опыт, набить шишек, преодолеть трудности, а значит и встать с гордо поднятой головой и заявить на весь мир «Я могу! Я молодец! Я справился! Я люблю эту жизнь и себя в ней!» Такая программа обучения беспомощности встречается не только в системе воспитания детей, но и в системе любовных взаимоотношений, в бизнесе – все они построены по формуле «я тебе сейчас объясню, что ты не можешь…сделать». Приглядитесь, я думаю, что вы легко обнаружите подобные программы вокруг. Что с этим делать? Это уже другой вопрос. Я умею помогать на него находить ответы, которые максимально эффективны в каждом конкретном случае. Спрашивайте, я отвечу, кому интересно и важно перестать быть выучено беспомощным или научиться не обучать беспомощности близких. Ваш психолог Олеся Волкова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|