|
Как родители учат детей беспомощностиАвтор статьи: Данилова Юлия Денисовна
Ко мне на консультацию пришла мама 7-ми летней девочки. В сентябре она должна иди в первый класс. Мама опасается, что в школе у нее будут проблемы, потому что она "ничего не может сделать сама". - Совсем ничего? - Совсем. - А в туалет ходит сама? - Если я напомню, - то да. - А если не напомните? - Не пойдет. Мама на полном серьезе считает, что без ее напоминания дочь не сможет понять, нужно ли ей в туалет и пойти туда, если захочет. - А что вы делаете, чтобы поддерживать в ней это поведение? - То есть? - Ну что она еще не делает сама? - Игрушки разбрасывает по всей квартире и не убирает. - А у нее есть своя территория? - Есть комната. - А кто там делает уборку? - Я. - Тогда получается, что у нее нет своей территории. Своей территорией ребенок будет считать только то место, которым он управляет, на котором он принимает свои решения. На свою территорию никто не может попасть без разрешения хозяина. А в чем ваша дочь принимает самостоятельные решения? - Она не может принимать самостоятельные решения! Если я не буду убираться в комнате, она не будет тоже! - Возможно, первое время не будет. Пока не поймет, что мама не пошутила и действительно, больше не зайдет в ее комнату. И все же, есть место, где ваша дочь принимает самостоятельные решения? - Нет. Тогда вашей задачей будет создать ей для этого условия. Иначе вам предстоит учиться в школе, а не ей. - Мне муж то же самое говорит, слово в слово. - А вы как считаете? - Я этого и боюсь, поэтому пришла. Когда дети реагируют беспомощностью, - они либо берут модель поведения родителей, либо получают много внешнего управления, либо их деятельность прерывают. - Как у вас обстоят дела с порядком на вашей территории? - Да я тоже вещи не сразу на место кладу. Слишком много дел надо успеть. Сразу все не усеваю. - Вы можете говорить ребенку все, что угодно. Но он берет пример с вас. - Вспомните моменты, когда ваша дочь впервые взяла в руки веник, тряпку, нож? - Ой, что вы, нож! - Дети в 3-4 года режут бутерброды и салаты, если их научить. - Конечно, я отобрала у нее нож. И тряпку. Быстрей и лучше самой. - Возможно. Если хотите такой результат, как сейчас. А что будет дальше? - Не знаю. Ей уже ничего неинтересно. - Конечно. Какой смысл проявлять интерес, если все равно ничего нельзя? Знаете, как впервые обнаружили механизмы развития выученной беспомощности? Было 2 группы крыс. Им нужно было выбраться к выходу из лабиринта при условии, что их били током. Обе группы крыс находили в итоге выход. Но в одном лабиринте выход закрыли. Крыс били током, но поскольку они не могли открыть дверь, то вскоре отказались от попыток действовать. Это было бесполезно. Когда выход снова открыли, то оказалось, что половина крыс из второго лабиринта все равно не искали выход, хотя путь уже был свободен. Точно также мы учим своих детей беспомощности. Ребенок в год берет метлу, мама смеется над ним и забирает. Он как взрослый хочет помыть посуду, - ему говорят, что он маленький, и у него не получится. Ну а к школьному возрасту вы уже не можете его заставить даже криком и угрозами… Поэтому, дорогие родители, ваша задача – вернуть управление жизнью ребенку, пока это еще можно сделать с наименьшими затратами.
Юлия Данилова, детский и семейный психолог.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|