|
КБТ при шизофрении: терапия бреда (Часть 1. Предпосылки и постулаты)Автор статьи: Мосин Алексей Викторович
Данная статья является логическим продолжением предыдущей, посвященной методологии и этапам КБТ терапии психотических расстройств при шизофрении. Подробнее можно ознакомиться по ссылке. Одними из первых, кто занимались психотерапией бреда, были Кингдон и Туркингтон. В 1994 году они сформировали основные постулаты и принципы терапии бреда. Эти авторы предполагают, что классическая концепция бреда, согласно которой бредовые убеждения не могут быть изменены с помощью психологических средств, т. е., что обсуждение с пациентом его бредовых убеждений в лучшем случае бесполезно, а в худшем, вредно, — ошибочна. Напротив, они утверждают, что обсуждение с пациентом его бредовых убеждений и обстоятельств, при которых они возникли, и предложение альтернативных объяснений развития психотических симптомов — ключевой шаг в лечении бреда. При этом они указали основные предпосылки для успешной психотерапии бреда: 1. Эмпатическое, чуткое, теплое, открытое и безоговорочно принимающее отношение терапевта; 2. Опыт работы с психотическими пациентами и знание психотических симптомов; 3. Точное словесное выражение и последовательность проявления. Важно не противостоять и не оспаривать переживания пациента в вербальной или невербальной форме. Ко всем утверждениям пациента терапевт должен относиться не предвзято, а как к возможности, которая должна быть рассмотрена совместно. Например, если пациент утверждает, что за ним следят, терапевт не должен говорить, что тот неправ, а спросить его (прояснить симптом), на каком основании он так думает; 4. Согласиться с тем, что терапевт и пациент могут расходиться во мнениях. Когда пациент настаивает на своем определенном утверждении, терапевт должен принять это в качестве его мнения, на которое он имеет право. С другой стороны, пациента следует направлять к признанию того, что терапевт так же имеет право на свое собственное мнение, которое отличается от мнения пациента; 5. Уметь тактически отступить. Когда пациента слишком беспокоит определенная тема, будет целесообразно, если терапевт отступит от этой темы и успокоит пациента, сказав ему, что к этой теме можно вернуться позже; 6. Быть в состоянии принять поток психотического материала. Особенно вначале, терапевт часто бывает поражен количеством непонятных психотических симптомов, которые он не понимает. Ему необходимо сосредоточить свое внимание на постепенном анализе и понимании этих симптомов и не поддаваться отчаянию; 7. Основываться на когнитивной модели психики. С помощью использования письменных материалов и конкретных примеров терапевт постепенно объясняет пациенту, как его эмоции и поведение вызываются его же мыслями и интерпретацией данной ситуации. Так как мысли и интерпретация могут быть изменены, можно изменить и чувства, а также действия в данной ситуации. В процессе терапии пациент должен осознать, что свои мнения можно критически рассматривать как гипотезы, которые в конкретном случае могут не быть правдой. Поскольку все могут ошибаться, необходимо совместно с пациентом рассмотреть вопрос о другой возможной оценке, и, возможно, другая оценка ситуации или самого себя приведет к тому, что пациент будет чувствовать себя лучше. Чтобы понять содержание бреда, следует сосредоточиться на периоде его формирования. Вопросы должны быть заданы очень корректно, потому что часто они касаются очень болезненных тем. В дополнение к информации о событиях и времени возникновения бреда необходимо также изучать отношения, ценности и устремления пациента в этот период — его, так называемые, когнитивные схемы — потому что формирование бреда часто связано с угрозой значимым жизненным ценностям пациента (как в случае пациента, которой был убежден, что им управляют через спутник). Во время терапии клиент должен постепенно прийти к следующим выводам: 1) Он в состоянии признать, что бредовое убеждение — это его мнение, а не бесспорный факт; 2) Он осознает, что это убеждение — реакция на определенные события в его жизни и выражение усилий придать им смысл; 3) Он понимает, что его бредовые убеждения вызывают в нем эмоциональные и другие жизненные переживания; 4) Он осознает, что существуют и другие возможные объяснения, которые придают смысл его жизненному опыту и которые, в то же время, не вызывают в нем таких эмоциональных и жизненных проблем. Вывод: Мы рассмотрели базовые позиции и постулаты терапии бредового расстройства в парадигме КБТ, сформировали положения к которым должен прийти клиент в результате терапии. Непосредственно о процессе терапии бреда в следующей статье. Статья написана с использованием материалов книги "Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств" Прашко, Можны . ================================================================ Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|