|
КБТ при шизофрении: терапия бреда (Часть 2. Процесс)Автор статьи: Мосин Алексей Викторович
В предыдущей части статьи мы рассмотрели основные постулаты и предпосылки для позитивной терапии бреда, а также определили те "приобретения", которые клиент с шизофренией должен получить в результате работы. С данной статьей можно ознакомиться по ссылке. Целью же данной статьи является освещение самого процесса КБТ бреда, методов и позиций. Итак, начнем. Процесс терапии бредовой симптоматики в рамках КБ парадигмы представлен следующей последовательностью этапов: 1. Обследование; 2. Рассмотрение провоцирующих событий; 3. Исследование эмоциональной и поведенческой сфер клиента; 4. Исследование бредовых убеждений (структуры бреда); Рассмотрим каждый из этапов более детально. ================================================================= Обследование При рассмотрении бреда, для начала необходимо идентифицировать проблемные ситуации и негативные эмоциональные бихевиоральные реакции, которые пациент при этом испытывает. Собрав достаточное количество информации о провоцирующих стимулах и реакциях пациента, терапевт начинает исследовать его мысли, интерпретацию и оценку ситуации. При рассмотрении бредового мышления, сначала рассматриваются конкретные толкования в определенных ситуациях, а немного позже оцениваются темы, которые составляют основу соответствующего бреда. При этом, как правило, не используется термин «шизофрения» и «бред», но бредовое убеждение пациента воспринимается, как его мнение, и эти взгляды не рассматриваются в качестве признака психического заболевания, так как это может привести к нарушению терапевтических отношений и прекращению терапии со стороны пациента. Рассмотрение провоцирующих событий Тип событий, которые вызывают бредовые мысли, часто указывают на психологическую уязвимость пациента в области автономии, связи с другими людьми, Я-концепции. В ходе расследования данных провоцирующих стимулов и ситуаций следует соблюдать правила: 1. Необходимо, чтобы пациент сосредоточился на описании конкретного события, которое вызвало в нем эмоциональный дискомфорт и бредовые мысли. Это событие может быть как внешним, так и внутренним (голоса, чувство контроля, физические симптомы); 2. Необходимо определить, какие ситуации не вызывают у пациента бредовое мышление, так как это знание позволяет облегчить бредовое мышление в рамках терапии. При определении инициирующих стимулов следует помнить, что часто бред — попытка найти смысл чрезвычайно стрессовых событий и переживаний, например, голосов, чувства контроля на расстоянии и т.д. Эти психические переживания пациент воспринимает в качестве доказательств достоверности бредовых объяснений. Частью КБТ бреда является поиск других возможных объяснений этих переживаний. Исследование эмоций и поведения пациента Эмоции. Необходимо уделить особое внимание и выяснить, какие именно чувства испытывает пациент в конкретной ситуации (тревога, депрессия, гнев), попросить его записывать эти эмоции и определять их интенсивность на простой шкале (например, 0—4). Поведение. Измерение поведения, связанного с бредом, более сложное, чем измерение эмоций. Открытое поведение, вызванное бредом, происходит нерегулярно и может отличаться. Следует спросить пациента, чем именно из-за своих бредовых убеждений он не занимается, и чем занимался бы, если перестал бы верить своему заблуждению. Исследование бредовых убеждений Бред — сложное убеждение, которое имеет много измерений. Основные дименсии: Убедительность: насколько пациент уверен в истинности своего бреда (0—100 %). При рассмотрении убедительности терапевт должен избежать следующей ошибки: говорить пациенту, что верит или не верит его бредовому мышлению. Следует проявить открытость и приложить усилия, чтобы прояснить ситуацию: «Вы в это, безусловно, верите, но я пока не знаю. Возможно вы правы, но также можете ошибаться, потому что каждый человек способен ошибаться. Вместе мы постараемся выяснить, как это обстоит на самом деле». Исследование бреда: Сколько часов в день пациент думает о своем бредовом убеждений. Предел раздумий над бредом виден на простой шкале, например, «На прошлой неделе я думал о своем убеждении, что...» 0 — нет, 1 — 2—4 раза, 2 — каждый день, 3 — много раз каждый день. Формирование бреда. Мы не можем предполагать, что пациент знает обо всех влияниях, которые внесли свой вклад в формирование его бредовых убеждений. Необходимо выяснить, в какое время появилось бредовое убеждение, появилось ли оно сразу, или на разных этапах и какие важные события повлияли на это возникновение. Часто обнаруживается, что формированию бреда предшествовало какое-либо травматическое событие, которое вызвало чувство личной уязвимости, неадекватности, чувство вины и т.д. Доказательства. Узнаем, какие из событий прошлого поддерживают обоснованность бреда, а также спрашиваем, случилось ли что-нибудь, что противоречит действительности бреда. Пациенты почти никогда спонтанно не указывают каких-либо событий, которые ставили бы под сомнение их бред — наоборот, в качестве доказательства обоснованности бреда, они сообщают о тех событиях, которые никаким образом не поддерживают их бредовые мысли. Очень важно проанализировать бредовую структуру по вышеописанной схеме. Также важно предложить клиенту вести дневник с оценкой каждого из параметров. Статья написана с использованием материалов книги "Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств" Прашко, Можны . ================================================================ Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|