|
Я бы в тренеры пошел, пусть меня научат...Автор статьи: Халикова Мария
На сегодняшний день, на рынке психологических услуг предлагается такая форма работы над собой, как тренинг. Что это такое и как выбрать для себя подходящий? Действительно, предложений столько много, что можно запутаться. Попробуем разобраться. В самом слове "тренинг" кроется смысл работы. То есть- это прежде всего тренировка. Тренировать на психологическом тренинге можно навык, способ взаимодействия с другими людьми и даже собственный характер ( например, упражняться в употреблении форм уверенного поведения, тем самым тренируя свою уверенность). Прежде всего, тренинг используется, как активная форма обучения взрослых. Хотя есть тренинги и для подростков, и для младших школьников, и даже для дошкольников (например, тренинг "Введение в школьную жизнь"). Если же мы говорим о тренингах для взрослых, то такая форма обучения значительно выигрывает перед привычной лекцией. Учиться взрослые люди сейчас стали активно, получают по несколько высших образований, проходят переквалификацию, стремятся повысить свой профессиональный уровень. Однако, обучение взрослых имеет свои особенности. В частности взрослые ученики имеют за плечами не только собственный опыт обучения, а и богатый жизненный опыт. Поэтому, чем взрослее ученик, тем сложнее ему находиться в этой роли и воспринимать учителя, как более знающего человека. Тренинг такая форма обучения, в процессе которой ведущий занимает с участником позицию "на равных". Он просто делится своим опытом, передает алгоритмы успешной реализации задач. Интерактивные упражнения, используемые на тренинге, позволяют участникам обращаться к собственному опыту, приходить к новым решениям и навыкам через практическое пробование. Кому участие в тренинге будет полезно, а кому нет? Начнем с того, что тренинг подразумевает не только групповую форму работы, а индивидуальную. Сейчас все большую популярность приобретает такой вид работы над собой, как личностный коучинг. Так что для начала каждому стоит определиться, какая форма работы для него наиболее комфортна. Условно все многообразие психологических тренингов можно разделить на три группы: Первая- это бизнес-тренинги и социально- психологические тренинги ( спт- тренинги). Их целью является обучение эффективным коммуникациям. Будь то технология продаж, успешное ведение переговоров, взаимодействие с партнером, навыки общения и пр. Основой здесь является обучение, а тренер- это тот, кто принес новый материал, который участникам неизвестен и он их будет обучать. Такого рода тренинги сейчас наиболее популяры и востребованы, их активно применяют в бизнес- обучении. И многие люди имеют опыт участия именно в таких тренингах. Вторая группа, которую можно выделить- это терапевтические тренинги. Их имеют право вести психотерапевты и в основу работы обычно заложен какой-либо метод психотерапии. Арт-терапевтические тренинги, тренинг по телесноориентированной терапии, гештальт-терапии, психодраме и пр. Запросом на такой тренинг будет являться некая проблематика у человека и работа с ней. Основная цель таких тренингов- изменение состояния каждого участника. И третья группа- тренинги личностного роста. Цель таких тренингов прежде всего- исследование. Сюда человек приходит для того, чтобы лучше понять себя. А тренер здесь- это тот человек, который организует такую среду, которая способствует лучшему пониманию себя. На таком тренинге также есть учебный материал, но в небольшом количестве. Основной акцент на тренинге личностного роста делается на индивидуальную работу с каждым участником. Поэтому группы, как правило, не многочисленны. Кому же полезны психологические тренинги? Они полезны всем, кто заинтересован в своем личностном развитии, в профессиональной карьере, кто хочет развиваться духовно, лучше контролировать свою жизнь и повышать собственную осознанность. Выбирая тренинг, стоит как следует разобраться в своих ожиданиях, в том, чего вы хотите получить в результате участия в нем. Если взять, к примеру тему родительства, то работая с ней в рамках спт- тренига, мы получим только навыки и технологии эффективного взаимодействия с ребенком. А на тренинге личностного роста такой же тематики, нам предложат минимум информации о педагогических технологиях, однако мы сможем довольно глубоко разобраться со своей внутренней ролью родителя, осознать свои сильные и слабые стороны взаимодействия с ребенком, возможно, проработать травматический опыт взаимоотношений со своими собственными родителями. На терапевтическом тренинге мы будем работать со своими родительскими страхами, изменять повышенное состояние родительской тревожности, если таковая имеется, работать с состоянием родительской неуверенности и т.д.Не полезны, и даже вредны психологические тренинги людям, страдающим психическими заболеваниями, так как заболевание в процессе работы может прийти в обострение. Так же участие в тренинге не пойдет на пользу людям, для которых в принципе чужды такие темы, как работа с эмоцией, со своими переживаниями, тем, кто вообще отрицает важность психологической работы любого рода. Если человек не общительный, замкнутый, не видит себя в группе, то, возможно, для начала ему следует обратиться за индивидуальной консультацией, а потом попробовать принять участие в тренинге. Как определить уровень профессионализма того, кто проводит тренинг? Первое на что стоит обратить внимание при выборе тренинга- это программа. Программа тренинга отражает его смысловое содержание. Однако, содержательная четкость психологического тренинга весьма относительна. Многое здесь зависит от группы, ведется много индивидуальной работы. Поэтому в программе терапевтических тренингов и тренингов личностного роста, вы скорее всего узнаете о том, на что этот тренинг направлен, кому он адресован, и каких результатов можно ожидать после работы на нем. Спт и бизнес- тренинги имеют более четкую программу, в ней перечисляются конкретные навыки и умения, которыми участники тренинга смогут овладеть, анонсируются теоретические материалы. Знакомясь с программой, нужно соотнести ее содержание с временем проведения тренинга. Насторожить должны такие моменты, когда в программе однодневного тренинга перечислена весьма обширная тематика , к рассмотрению предлагаются несколько глубоких вопросов. Наврядли за один день вы сможете все это качественно освоить. Некоторые тренеры, обозначив тему в программе, говорят о ней на тренинге буквально два предложения, что отражает весьма некорректный подход. Также важно обратить внимание на количество участников в группе. Сейчас очень много различных форм просветительской психологической работы стали называть красивым словом "тренинг". Надо понимать, что профессиональный психологический тренинг содержит в себе очень много индивидуальной работы с участниками. Чем, собственно, и оправдывает свою довольно высокую стоимость. Поэтому, когда тренинг личностного роста проводится на огромный зал народу, а тренер вещает со сцены, надо понимать, что его устроители просто ошиблись в названии формата работы и ожидать от такой работы тех, результатов, которые можно получить, работая на тренинге личностного роста, не стоит. Обычно максимальна наполняемость тренингов личностного роста- 12 человек в группе. Спт и бизнес- тренинги допускают 20 человек. Ну и самом главном- о том, кто ведет данный тренинг. О тренере. Какие здесь есть особенности? Есть крупные психологические центры, в которых разрабатывается базовая программа тренинга и ведется подготовка ведущих данной программы. Здесь личность ведущего немного теряет свою значимость, так как сама программа, как правило очень сильная и ведущие проходят стандартную подготовку. Здесь можно выьрать "своего" ведущего, который по стилю ведения подходит вам больше всего. Также сейчас предлагается очень много авторских тренингов. Когда тренер сам разработал программу тренинга и сам же ее проводит. Вот тут личность ведущего очень важна. По сути, тренер всегда продает две вещи: тему тренинга и свою личность. Личность тренера- это его рабочий инструмент. Выбрать тренера очень сложно. В России при выборе тренера мы сильно доверяем рекомендациям друзей, а "сарафанное радио" все еще является самым надежным источником рекламы тренера. Почти каждый ведущий сейчас представлен в интернете и имеет либо свой сайт, либо свою страничку в соцсетях. Поэтому, выбирая тренинг, стоит ознакомиться с ведущим, побывать на его страничке, посмотреть фото, почитать его статьи, пообщаться с ним по е-меилу или телефону. Все это вам даст понимание не только о его профессиональном уровне, но и том, подходит ли он вам, как личность, вы сможете ощутить хочется ли вам доверять этому человеку или нет. Ведь психологическая работа- это довольно тонкий и интимный процесс. Здесь важно, чтобы обстановка была наиболее комфортной и располагала для этого. Смутить должны такие формулировки, как "ведущий- лучший тренер России", а его фамилия и имя вам ни о чем не говорят. Если это действительно так, то об этом писать не надо, об этом и так уже знают. Когда у тренера перечислено слишком много регалий, стоит обратить внимание на их качество. Иногда ведущие как бы "утяжеляют" свой "вес" многочисленными членствами во всевозможных лигах психологов, союзах тренеров и пр. На самом деле зачастую это всего лишь названия. Как правило, членство в таких профессиональных объединениях оплачивается, но на качество ведения тренинга и уровень профессионализма практически не влияют. Хорошо, когда у ведущего выложено видео отрывки с его тренингов. Многие сейчас проводят бесплатные предтренинговые вебинары или презентации, придя на которые вы не только можете познакомиться со стилем ведения тренера, а и зачастую получить дополнительную скидку на оплату участия в тренинге. Бывают ведущие яркие, хорошо держат группу, красиво и артистично говорят. Но их самих "много" на тренинге, участники здесь больше слушатели, а тренер выступает в роли "гуру". Поэтому всегда стоит себе задавать вопрос: ""что в итоге?, ""что я узнал о ...? Чего ждать после окончания тренинга? Результаты после тренинга бывают разные. Все зависит от его специфики. После навыковых тренингов, мы как правило обретаем больше ясности и понимания вопроса, получаем много полезного теоретического материала, алгоритмы действий. После психотерапевтического тренинга меняется наше состояние на более позитивное и жизнеутверждающее. После тренинга личностного роста появляется понимание личной ситуации и ощущение контроля своей жизни, повышается самооценка, вырабатываются конкретные шаги к дальнейшему действию. Очень хорошим результатом прохождения психологического тренинга будут являться конкретные изменения в жизни. Отправляясь на тренинг важно понимать, что это не панацея от всех проблем, а ведущий- не волшебник, который может сделать все за вас. Даже на самом удачном тренинге с самым талантливым ведущим труд нашей Души никто не отменял. В завершении хочется пожелать каждому участнику, чтобы любой тренинг, который ему доведется пройти был бы для жизни, а не жизнь для тренинга. То есть главное не "подсесть" на данный формат работы над собой, а решив свои проблемы с помощью тренинга, двигаться дальше уже самостоятельно! На вопросы отвечала Халикова Мария- практический психолог, ведущая тренингов личностного роста, консультант, специалист по детско-родительским отношениям, бизнес- тренер, преподаватель кафедры "психологии воспитания" Московского Института Открытого Образования Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|