Программа тренинга "Нам хорошо вместе"

Программа тренинга

 «Нам хорошо вместе»

 

Цель: создание условий для формирования у детей установки на сотрудничество и совершенствования навыков взаимодействия.

Задачи: провести игры на знакомство участников группы друг с другом; провести общегрупповые игровые процедуры, способствующие  расширению навыков взаимодействия и способов решения проблемных ситуаций общения;  провести  процедуры, помогающие сформировать представления о ценности личности другого человека;  повести игры, создающие положительное настроение.

Указанные задачи могут быть конкретизированы в зависимости от уровня развития группы. Для одной группы может быть актуально знакомство участников группы друг с другом, для другой – сглаживание напряженных отношений между участниками группы, для третьей – расширение коммуникативных навыков и степени познания себя и друг друга.

Структура занятия:

  • Знакомство участников группы и рефлексия настроения.
  • Цели тренинга.
  • Правила работы тренинговой группы.
  • Основные игры и упражнения.
  • Заключительные игры и рефлексия занятия.

Выбор конкретного набора игр и наполнение ими предлагаемой структуры занятий определяется актуальной для каждой группы задачей,  уровнем развития  группы, возрастом участников, уровнем развития самосознания участников.  Иначе говоря, для одних групп занятие может быть составлено из  упражнений с большей степенью рефлексии, с большим  элементом самопознания и познания личности другого человека. В  других группах «пойдут» упражнения с меньшей степенью рефлексии и большей выраженностью двигательного компонента.

          Предложенные далее игры для  разминки, основной части и завершения занятия расположены по степени увеличения требования к уровню развития  самосознания и социальной перцепции  участников тренинга и к уровню развития  группы (от простого к сложному).

 

Упражнения на  приветствие и рефлексию настроения.

1. Нетрадиционное приветствие

Тренер информирует: «Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо. Они помогают нам экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга? Кто готов рассказать и  показать традиционные способы и манеры приветствий? Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, но это «привычка». Вы всегда так здороваетесь. А теперь давайте попробуем испытать новые эмоции и заодно освоим нетрадиционные приветствия».

Тренер предлагает участникам поздороваться: 1) тыльной стороной  ладоней, 2) стопами ног, 3) коленями, 4) плечами.

2.Послание самому себе.

Участники тренинга выстраиваются в одну шеренгу так, чтобы на левом фланге осталось достаточно места для еще одной такой же шеренги. Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы услышать сегодня утром, а сам бежит на левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять дословно все предложение не обязательно. Так фраза передается по цепочке. Дождавшись, когда фраза пройдет двух-трех участников, член тренинговой группы, ставший теперь правофланговым, передает тем же путем послание для себя и перебегает на левый фланг, и так далее, пока все участники не пошлют и не получат обратно послание самим себе.

Цели тренинга

Тренер проводит информирование с элементами групповой дискуссии. Можно задать  участникам группы вопросы: «Что такое дружный коллектив?», «Насколько важно, чтобы коллектив был дружным?». Затем ведущий подводит итог: коллектив тогда бывает дружным, когда каждый может рассчитывать на помощь группы, когда члены коллектива хорошо знают друг друга, знают положительные и отрицательные качества характера, умеют мириться с отрицательными качествами, имеют общую цель и настроены на сотрудничество, а не на борьбу друг с другом. Далее можно перейти к обозначению целей тренинга:  будем играть в игры, помогающие лучше узнать друг друга и себя, научиться взаимодействовать друг с другом и решать общую задачу.

Правила работы  тренинговой группы

 

Тренер рассказывает о необходимости создания «безопасной обстановки» для плодотворного участия в тренинге и о правилах, соблюдение которых способствует создание такой обстановки:

- активность участия в упражнениях – каждый принимает участие во всех предлагаемых ведущим играх;

- ответственность – участники тренинга предупреждаются об ответственности за сохранность информации, которую они узнали друг о друге.

- использование «Я-высказываний» - участники тренинга знакомятся с приемом «Я-высказываний» вместо «Тебе надо».

Основные игры и упражнения.

  • Поймай хлопок.

Игру начинает тренер. Он хлопает в ладоши и направляет свои раскрытые ладони к какому-нибудь участнику группы, имитируя передачи хлопка. Участник, поймавший хлопок, передает его дальше. Тот, кто не заметил передачу  хлопка, покидает круг.

  • Дотронься до…

Участники двигаются по комнате и слушают команды тренера. Тренер   называется предметы, до которых необходимо дотронуться участникам,  или свойства предметов и тогда  участникам необходимо первоначально определить, какие это предметы.

  • Ай да я.

Участники тренинга встают в круг и начинают считать по порядку 1,2,3 и т.д. При этом вводится ограничение: цифры, кратные трем и цифры, содержащие в своем составе цифру 3, не произносятся. Вместо них говорится фраза: «Ай, да я». Совершившие ошибку выходят из игры. Игра продолжается до последнего участника.

Вопросы для обсуждения.

- Что развивает это упражнение?

- Какими качествами надо обладать, чтобы хорошо выполнить упражнение?

  • Цифры и буквы.

Участники садятся в круг. Один из них начинает считать  и говорит: «Единица». Его сосед говорит первую букву алфавита: «А». Сидящий рядом говорит «Двойка», а следующий участник – «Б» и т.д. Все нечетные игроки по порядку называют цифру, а все четные – буквы по алфавиту.

Вопросы для обсуждения:

- Что развивает это упражнение?

- Что нужно делать, чтобы справиться с заданием?

Вышеизложенные упражнения являются для группы более простыми, т.к. они требуют от участников проявления внимательности и умения слышать друг друга. Последующие упражнения требуют физического контакта участников группы, а также умения замечать особенности внешности, качеств характера у участников группы. При этом, для одних групп затруднения могут вызвать  упражнения на физический контакт, в  других – упражнения с интеллектуальным компонентом. Это зависит от уровня развития доверия и принятия участников группы.

  • Приседания

Участники тренинга встают в круг, берутся за руки. Все одновременно приседают и встают, не разжимая рук. Затем  участники разбиваются по парам, встают спиной друг к другу, приседают и встают, сохраняя контакт спинами.

Вопросы для обсуждения:

- Кому легко было выполнить это упражнение?

- Кому трудно?

- Почему?

  • Ветер дует на того, кто.

Участники сидят на стульях   в кругу. Один стул убирается. Ведущий начинает игру и произносит фразу: «Ветер дует на того, кто..» Далее следует признак, качество, которым обладает сам ведущий и другие участники   группы. Те, у кого названные черты есть, должны поменяться местами, при этом ведущий стремиться занять свободное место. Тот, кто не успевает занять место, становится ведущим и продолжает игру.

7.Узнай по голосу.

Один из участников отходит  от остальных в другую сторону комнаты и отворачивается. Ведущий показывает на кого-то из участников и тот произносит имя отвернувшегося. Отвернувшийся должен по голосу узнать, кто его позвал.

  • Путаница.

Из группы выбирается ведущий, который закрывает глаза или отворачивается. Остальные участники группы встают в круг, взявшись за руки, и начинают «запутываться», пролезая через сцепленные руки соседей, перешагивая через руки. Задача ведущего распутать группу.

  • Без руля.

Тренер обращается к участникам группы  «Вам всем приходилось быть и ведущим и ведомым, но случалось ли вам быть в ситуации, когда никто не берет на себя ответственность за происходящие события? Особенность упражнения «Без руля» в том, что вы должны будете выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководствуясь и никому не подчиняясь. Вы не должны будете разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвинуть кого-то на место, где он, по-вашему, должен находиться, - каждый отвечает только за себя.

- Постройтесь по росту!

- Постройтесь в две шеренги!

- Встаньте парами!

- Встаньте спиной друг к другу!

- Образуйте квадрат!

- Образуйте треугольник!

- Постройтесь по датам рождения!

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, выполняя команды?

- Кому хотелось руководить?

- Кто испытывал потребность в руководстве?

- Кому было легко выполнить эти команды?

- Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего?

- Чему учит это упражнение?

- Как бы вы его назвали?

  • Налет Орды на Отрешенных.

Группа делится на две микрогруппы. Одна микрогруппа – «Отрешенные». Их задача – погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий, душевно «заморозиться». Задача второй микрогруппы «Орды»– разморозить, вызвать душевные реакции. Для «Орды» вводится ограничение: нельзя дотрагиваться до «замороженных»  и нельзя им кричать на ухо. Возможны любые провокации.

Вопросы для обсуждения:

- Сколько «разморозилось» сразу?

- Сколько в течение игры?

- Сколько остались стойкими?

- Кто держался с трудом?

- Кому это было нетрудно?

  • Крокодил.

Тренер называет слово или короткую фразу кому-то из участников. Тот должен показать невербально так, чтобы остальные участники отгадали задуманное.

  • Пазлы.

Группе предлагается  собрать «ковер» из пазлов. Основное условие – в игре должны принимать участие все члены группы.

Вопросы для обсуждения:

- Кто организовывал взаимодействие?

- Кто был самым внимательным?

- Все ли участники были активными и предлагали свои варианты?

  • Твое любимое занятие.

Выбирается один участник группы - ведущий, все остальные садятся. Ведущий с помощью мимики, жестов, позы  показывает дело, которым он любит заниматься,  остальные участники группы угадывают его.

Вопросы для обсуждения:

- Кому было легко отгадывать?

- Испытывал ли кто-то затруднения в выборе способов показа?

  • Указывающий перст.

Все участники ходят по комнате, изображая Броуновское движение. Один  из них, стоя в углу, медленно вращаются на месте, вытянув перед собой руку. Сделав несколько оборотов, он показывает рукой, как указкой, на кого-либо из присутствующих. Прогуливающийся должен заметить, что на него показали, хлопнуть в ладоши и начать вращаться  с вытянутой рукой, а тот, кто указывал, включается в движение. Если участник не замечает, что на него направлен указывающий перст, то обладатель перста хлопает в ладоши через пять секунд после того, как он начал указывать, называет имя невнимательного участника, и тот несет наказание (например, должен сделать несколько приседаний), а уж потом начинает вращаться.

Примечание: в зависимости от подготовленности группы,  можно увеличить число вращающихся до трех.

  • Эстафета.

Тренер делит группу на микрогруппы по 4-5 человек и проводит информирование  участников. «Афоризм – это краткое, образное и глубокое по смыслу изречение. Афоризмы делают речь более убедительной и выразительной. Но в устной речи любое предложение производит ожидаемые результаты только в том случае, если произнесено с правильной интонацией, логическим ударением и паузами в нужных местах. В течение одной минуты вы должны будете вспомнить или придумать афоризм, который мог бы стать девизом вашей группы, и распределить между собой слова, из которых он состоит. Затем группа должна произнести этот афоризм целиком, стараясь точно передать его интонацию».

          Тренер может подобрать афоризмы заранее, при этом желательно, чтобы количество участников и слов в афоризме было одинаково.

Примеры афоризмов:

Для старших по возрасту детей:

Пессимист видит трудности в каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности.

Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы.

Природная лень не дает развиваться природным талантам.

Для младших по возрасту детей:

Лучше меньше, да лучше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Сделал дело – гуляй смело.

Не в свои сани не садись.

Дети могут отрепетировать звучание афоризма, а затем группа произносит свой текст. Когда упражнение завершено, все возвращаются в общий круг.

Варианты проведения упражнения:

А) Каждой группе раздаются афоризмы. Группа решает в совместном обсуждении, какой афоризм они могут выбрать в качестве лозунга своей команды. Далее каждой группе предлагается показать афоризм невербально, а другая группа должна угадать их выбор.

Б) После того, как афоризмы  были угаданы, можно объединить участников в одну группу, предложить им   выбрать лозунг уже для  этой большой команды и совместно проскандировать его.

Вопросы для обсуждения:

- Кому лучше всего было справиться с заданием и почему?

- Почему выбрали именно этот афоризм?

- Что было труднее всего в этом упражнении?

- Чему научило это упражнение?

  • Командир.

Участники группы свободно двигаются по комнате. Кто-то из участников должен сказать «Стоп». Вся группа останавливается. Другой участник должен сказать «Иди». Группа возобновляет движение. Следующий говорит «Стоп» и т.д. Участники предупреждаются, что одновременно говорить может только один человек. Два раза один и тот же человек не может давать команды.

17.Дискуссия.

Тренер рассказывает правила выполнения упражнения. Для младших и старших детей правила различаются.

Для старших детей:

«Сейчас все вы получите листки, на которых в произвольном порядке перечислены   10 этапов любой работы. В течение трех минут каждый из вас, ни с кем не советуясь, должен расставить их по порядку, поставив перед первым №1, перед вторым - №2 и т.д. до номера 10. Затем группа должна выработать и представить общее решение этой задачи на отдельном листе».

Правильный порядок

Произвольный порядок

1. Поставь цель

2.Подумай, какими путями ее можно достичь

3. Разбей всю работу на части

4. Составь план работы

5. Посоветуйся с опытными людьми

6. Найди тех, кто будет выполнять эту работу

7. Распредели обязанности

8. Объясни исполнителям, что от них требуется

9. Контролируй ход работы

10. Подведи итоги

 

Найди тех, кто будет выполнять эту работу

Объясни исполнителям, что от них требуется

Посоветуйся с опытными людьми

Распредели обязанности

Контролируй ход работы

Поставь цель

Подумай, какими путями ее можно достичь

Разбей всю работу на части

Подведи итоги

Составь план работы

 

Правила игры для младших детей:

«Представьте, что каждый из вас дали задание подготовить  стенгазету. Вам необходимо организовать выполнение этой работы. Подумайте, из каких этапов эта работа может состоять, какие шаги надо предпринять, чтобы стенгазета увидела свет. Сейчас все вы получите листки, на которых в произвольном порядке перечислены  7 этапов этой работы. В течение трах минут каждый из вас, ни с кем не советуясь, должен расставить их по порядку, поставив перед первым №1, перед вторым - №2 и т.д. до номера 7. Затем группа должна выработать и представить общее решение этой задачи на отдельном листе».

Правильный порядок

Произвольный порядок

1. Подумай, как эта стенгазета будет выглядеть

2. Подумай, что необходимо предпринять, чтобы придуманная тобой стенгазета была создана

3. Посоветуйся с опытными людьми 4. Найди тех, кто будет выполнять эту работу.

5. Договорись с каждым, кто что будет делать (придумывать текст, рисовать, писать и т.д.).

6. Наблюдай за выполнением работы и помогай в случае необходимости

7. Обсуди вместе с друзьями, хорошо ли вы выполнили эту работу и довольны ли вы результатами

Договорись с каждым, кто что будет делать (придумывать текст, рисовать, писать и т.д.).

Подумай, что необходимо предпринять, чтобы придуманная тобой стенгазета была создана

Наблюдай за выполнением работы и помогай в случае необходимости

Подумай, как эта стенгазета будет выглядеть

Найди тех, кто будет выполнять эту работу

Обсуди вместе с друзьями, хорошо ли вы выполнили эту работу и довольны ли вы результатами

Посоветуйся с опытными людьми

Примечание. Групповая дискуссия является ключевой частью упражнения. Время дискуссии ограничено 10 минутами.

Представитель команды зачитывает групповое решение, а тренер оценивает его правильность. Совпадение с правильным ответом оценивается в один балл. Результат меньше 5 баллов – неудовлетворительный, 5-7 – средний, 8-10 баллов – высокий результат.

Вопросы для обсуждения:

- Довольны ли вы результатами обсуждения?

- Чей индивидуальный результат был выше, чем групповой?

- Какие методы использовались при выработке группового решения?

- Все ли участники обсуждения были услышаны?

- Кто был лидером?

- Какого стиля он придерживался?

- Как стиль руководства повлиял на результативность?

  • Переход.

Тренер предлагает участникам группы построиться в шеренгу. при этом, каждый участник одну свою ногу ставит к ноге соседа. Построившись таким образом, вся группа должна перейти с одного места комнаты на другое, сохраняя контакт ног. Если кто-то из участников разрывает контакт, вся группа возвращается на прежнее место и заново начинает передвижение.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было выполнить задание?

- Кто был организатором перехода?

- Кто предлагал новые идеи?

- Что необходимо, для того, чтобы справиться с упражнением?

- На что направлено данное упражнение?

  • Величественное имя

Ведущий сообщает, что  имя -  это не простое сочетание звуков. В нем  каждый звук, каждая буква находятся  на  своем особом месте, ибо они образуют  нечто целое, неповторимое и ценное и предлагает  попробовать открыть значение каждого звука  имени.  «Какими достоинствами наградило вас ваше имя? Напишите, пожалуйста, на первую  букву своего имени достоинства», - обращается ведущий к участникам тренинга. «Спасибо за открытость и доверительность», - говорит ведущий после того, как все участники игры обменяются своими открытиями.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства испытывали вы, «играя» со своим именем?

-  Что нового узнали о себе и о других, благодаря этим играм?

Линии обсуждения:

1.Как имя может подчеркнуть нашу индивидуальность и неповторимость? Оказывается,  когда  в значение своего имени мы вкладываем наши желания, мечты, опыт,  возможности и результаты личностных побед, мы и сознаем свою уникальность.

  • Имя другого – тайна, загадка. Постигая скрытый смысл чужого имени, мы можем неожиданно открыть для себя неизмеримые богатства души другого.
  • Путь открытий, желание открывать в другом новые стороны, - это то, что скрепляет группу, подпитывает интерес друг к другу, настраивает на сотрудничество, убирает недоверие друг к другу.

не указали сами?

  • Качества общения.

Упражнение проводится в несколько этапов. На первом этапе тренер информирует участников о наличии среди множества характеризующих человека качеств, таких, которые относятся к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей, и предлагает участникам назвать их  в общем кругу. На втором этапе каждый участник записывает на листе бумаги имеющиеся у него коммуникативно-важные качества. На третьем этапе каждый автор списка должен подойти к остальным участникам, попросить отметить те качества, которые с их точки зрения имеются у него, и дописать те, которые  у него имеется, но автором по той или иной причине не были написаны.

Вопросы для обсуждения:

- Было ли что-то неожиданное в полученных результатах?

- Были ли у кого-то вычеркнутые качества? Согласны ли вы с этим?

- Кому дописали качества?

  • Комплимент.

Тренер проводит информирование и рассказывает правила проведения упражнения: «Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем увидеть, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом»

          Участники садятся в круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Примечание: 1)Тренеру можно обратить внимание участников на важность установления контакта произносящего комплимент со своим визави:  есть ли контакт глаз, с какой интонацией произносит  комплимент,  в какой позе видит. 2)Это упражнение можно проводить в другом варианте. Например, в конце занятия участники встают в круг. Один человек поднимает руку вперед с поднятым вверх большим пальцем. Другой участник группы, стоящий слева от него, говорит ему комплимент и берется  рукой за большой палец и т.д. Когда все участники получат комплимент, они поднимают вверх сцепленные за большие пальцы руки и хором произносят какое-нибудь эмоционально насыщенное слово или фразу, например, «молодцы».

  • Если бы … был животным.

Выбирается один участник группы, остальным предлагается по кругу ответить на вопрос: «Если бы …был животным, то каким животным он был?». В подготовленной группе можно предложить отвечать аргументироанно, указывая черты характера.

Вопросы для обсуждения:

- Было ли что-то неожиданное для вас в ассоциациях участников группы?

- Что нового о себе вы узнали?

- Кого из членов группы было удобно сравнивать с животным, а кого трудно? Почему?

  • Разожми кулак.

Группа разбивается на пары. Один человек в паре зажимает руку в кулак, а другой должен уговорить его разжать кулак. Можно искать эффективные способы воздействия, но  физическое насилие не допускается.

Вопросы для обсуждения:

- Кому легко было выполнить упражнение?

- Какие приемы воздействия оказались эффективными?

- Кто долго сопротивлялся?

- У кого сразу возникло желание разжать кулак?

  • Психологический КВН.

Участники тренинга встают в круг, поднимают руку к плечу, палец вверх. Задание – выкинуть руку, показывая на кого-то в группе. Стараться показать всем вместе на одно и того же человека.

Участники поднимают руку, сжатую в кулак. Задание – выкинуть одинаковое количество пальцев.

Участникам предлагается попрыгать на 90 градусов влево или вправо, на 180 градусов. Задание – добиться, чтобы после прыжка как можно большее количество людей смотрело в одну сторону.

Вопросы для обсуждения:

- Что развивает упражнение?

- Какой должна быть группа, чтобы упражнение было выполнено?

Примечание: это упражнение, несмотря на свою кажущуюся простоту, несет в себе важный психологический смысл и может быть использовано   в конце занятия как показатель групповой динамики.

Заключительные игры и рефлексия занятия.

 

  • Рефлексия.

Участники группы садятся  в круг, и каждый по кругу отвечает на вопросы: «Какое настроение у него сейчас?», «Что нового каждый узнал о себе и о других?».

  • Итоги работы.

Тренер подводит итог: «Сегодня вы научились руководить и подчиняться, принимать ответственность за свои действия, подстраиваться под других людей, понимать и учитывать их состояние. Эти качества необходимы каждому для успешной работы в группе».

  • Листок за спиной.

Тренер предлагает в заключение занятия сделать приятное друг другу и провести упражнение. Каждый участник прикрепляет себе на спину лист бумаги. Участники группы подходят друг к другу и пишут положительные качества характера, которые ему понравились в этом человеке и пожелания ему.

  • Всем спасибо!

Тренер встает, протягивает вперед руку и говорит, например, такие слова: «Мне очень приятно было работать с вами!». Затем поднимается один из участников и говорит, например, следующее: «Спасибо, всем спасибо!» и кладет свою руку на руку тренера. Таким же образом поступают и другие участники. Когда правые руки будут все задействованы, в дело вступают левые, таким образом, каждый член группы говорит два раза за упражнение. После того, как речи сказаны и руки соединены, тренер говорит «до свидания», и группа расходится.

Список литературы

1.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры.

  • Игры – обучение, тренинг, досуг./Под ред. В.В, Петрушинского //В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
  • Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997. – 144с.
  • Резалкина Г. Профессия и карьера. Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8-9 классов.// Школьный психолог, январь 2009г, №2.

         

         



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • игры на сплочение группы.
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • «Мухи отдельно, котлеты отдельно» – или в чем отличие тренинга от психодинамической группы?
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Правила терапевтической группы
  • Правила супервизионной группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Клиентская группа. Инсайты участников. Часть №1
  • Дети после развода. Декорация или участники?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь