|
Первый раз в первый классАвтор статьи: Магденко Ольга Владиславовна
Для любого ребенка поступление в школу является переломным моментом. Появление новой социальной роли – ученика, и сам процесс школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни вчерашнего дошкольника. Беззаботность, беспечность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений, так как теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе и многое другое. Ребенок действительно гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Но, в тоже время, он сталкивается с физиологическими, социальными и психологическими трудностями адаптации к новой социальной роли. Поподробнее рассмотрим их и способы как помочь ребенку к новой ситуации адаптироваться. Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма, его органов и клеток к новым условиям среды. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько стадий:
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у них наблюдается снижение артериального давления, что является признаком утомления. У других детей появляется раздражительность, значительное повышение давления, что свидетельствует о настоящем переутомлении. У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. По статистике, 56% детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Примерно 30% детей нужно больше времени для адаптации. И они могут играть на уроках или выяснять отношения с одноклассниками. С освоением учебной программы эти дети справляются с большим трудом. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится адекватным, то есть «правильным». У 14% детей, помимо трудностей с учёбой проявляются негативные формы поведения: агрессия, раздражительность, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Как помочь своему ребенку? Важное условие адаптации – это соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата. Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: с 9 до12 часов и с 16 до 18 часов – в это время ребенку и надо делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 21 часа. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ребенок успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Что делать нельзя:
Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше движений. От деятельности мышц напрямую зависит работа отделов мозга, которые заведуют работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. При достаточной двигательной активности ребенок нормально растет, живет и развивается. Достаточно два-три раза в неделю, хотя бы по тридцать минут, чтобы ребенок играл, например, в футбол или бегал во дворе. Это позволит ему расти и развиваться нормально. Поэтому, если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться 3-4 часа. Если ваш ребенок не очень любит уличные игры, то можно записать его в бассейн или в спортивную секцию. Исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц. Влияет это и на обмен веществ. Психологическая адаптация. Последние дни перед 1 сентября и начало учебы – пожалуй, самое трудное время для ребенка. С одной стороны, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но, с другой стороны, вдруг ни с того ни с сего у ребенка появляются капризы, резкие перепады настроения, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. В этот период ребенок переживает стресс. Стресс – это любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, когда, например, ребенок осваивает новую для себя социальную роль – школьника. В этом случае, все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит. Как помочь своему ребенку? 1. Важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне. 2. Нужно уделять больше внимания своему ребенку. Это так важно для него. Внимание – это то, от чего ребенку становится хорошо и приятно. Поощрение, одобрение, радость от его присутствия. Что делать нельзя:
Социальная адаптация. Социальная, или личностная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую социальную роль – школьника и достигается целым рядом условий.
Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости – консультация опытного профессионала психолога. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|