|
Как социальная фобия влияет на коммуникативную сферу подростков, часть 1Автор статьи: Соболевская Вера Валерьевна
Интенсивность происходящих в современном обществе процессов требует значительных навыков общения. С одной стороны, для соответствия новым реалиям жизни необходим опыт создания и поддержания взаимовыгодных коммуникаций. С другой стороны, высокий темп современной жизни ведет к росту психоэмоционального напряжения, это отражается в распространении социофобии, затрудняющей коммуникацию. В силу возрастных особенностей психики и физиологии, подростки менее стабильны в психоэмоциональном плане. При этом, ведущей в подростковом возрасте является именно коммуникативная деятельность. Социофобия ведет к значительным нарушениям в формировании и развитии навыков коммуникации, негативно сказываясь на успеваемости и психоэмоциональном состоянии, затрудняет сепарацию от родителей, создает предпосылки для будущей социальной изоляции. Наиболее частые рекомендации схожи в части направления к концентрации внимания и воли субъекта общения, практические рекомендации противоречивы и лежат в диапазоне от призывов к подавлению эмоций, мешающих общению, до описания важности эмоциональной регуляции и интеграции аффективного материала. В рамках написания магистерскоой, мной были проведены исследования 53 подростков 13-14 лет (тест М. Лейбовица (LSAS) на определение уровня социофобии, интервью, цветовой тест Люшера, диагностика типа коммуникативной установки В. Бойко, опросник «подростки о родителях ADOR/ПОР», диагностика проявленности коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1). Участникам были даны разъяснения о процедуре исследования. Затем при помощи опросника М. Лейбовица были сформированы: - основная группа (14 человек, из них 8 девушек и 6 юношей) с уровнем социальной фобии от выраженного уровня (у 3 девушек и 3 юношей) и выше (3 девушки и 2 юноши - сильная фобия, 2 девушки и 1 юноша – очень сильная); - контрольная группа (39 человек) с незначительными признаками социальной фобии и незначительной разницей результатов у юношей и девушек: у 2 робость (застенчивость), у 8 социальное волнение, у 17 социальная тревожность, у 12 умеренная социальная фобия. Участники основной группы более всего боятся и избегают в межличностных коммуникациях: - 7 девушек и 5 юношей: противостояния и оценки; - 6 девушек и 4 юношей: формального общения и взаимодействия. Страх публичных действий выражен умеренно у 50 % всех участников обоих полов: 1-2 балла в графе «избегание», 3-4 балла в графе «тревожность». При проведении интервью участников основной группы в ситуациях межличностных коммуникаций обнаружено: - 7 девушек и 6 юношей (более 90% группы) склонны к обесцениванию в ситуации фрустрации, подстраиваются под собеседника, оценивая его потребности выше своих, и / или скрывают степень своей заинтересованности, - 7 девушек и 5 юношей (90% группы) стараются избегать повторения фрустрирующих, тревожащих ситуаций и склонны к самообвинению, - 6 девушек (75 %) и 6 юношей (100%) считают необходимым подавлять волнение, сортировать эмоции на приемлемые / неприемлемые, ощущая после этого эмоциональную и физическую усталость. Участники контрольной группы реже подавляют и вытесняют тревожащие эмоции (30 % группы) и обесценивают свои потребности (45 %). Все участники групп имеют неосознаваемые интегрированные извне психологические защиты, коммуникативные стратегии и отношение к себе. Далее был проведен полный цветовой тест Люшера. Тревожность, внутренние конфликты, эмоциональная напряженность разной степени (от 3 до 12 баллов) выражены у 7 участников основной группы. Все в контрольной группе и 7 участников основной группы часто испытывают в коммуникативном процессе незначительную (1-2 балла) неосознаваемую тревожность (вероятный признак потребностей, затормаживаемых ввиду признания их нецелесообразными), у 30 % в сочетании с присутствием актуальной эмоциональной проблемы. Диагностика коммуникативных установок по В. Бойко показала, что наиболее выражены в основной и контрольной группах соответственно: стремление к завуалированной (69% и 43%) и открытой (28% и 9%) жестокости, наличие негативных установок по отношению к процессу общения у 40% и 19%, негативный опыт общения у 42 % и 38 %. Отношение к подросткам матерей в контрольной группе: выраженные позитивный интерес и фактор близости, средневысокий фактор критики. В основной группе: факторы критики и директивности снижены, факторы автономности и близости повышены (3,5 из 5) у юношей и в норме (2,9 из 5) у девушек: это отражает возможность проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при достижении им успехов, но с учетом повышенного уровня непоследовательности может меняться на отвержение в случае не успешности. Связь между признаками «уровень социофобии» и «уровень негативных коммуникативных установок» сильная и прямая: коэффициент корреляции Спирмена (ρ) = 0.822, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая. Число степеней свободы (f) 12. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.538, ρнабл > ρкрит, зависимость признаков статистически значима (p<0,05). Заключение и выводы. Исследование выявило у участников основной группы значительное количество коммуникативных трудностей и у девушек, и у юношей, связанных с негативным личным опытом и с невозможностью утилизировать свою агрессию, направленную на себя и других людей. Попытки избежать повторения ситуации отвержения и негативного оценивания провоцирует подростков к неосознаваемой сортировке чувственного опыта на приемлемый (приятный или нейтральный) и неприемлемый (неприятный, болезненный), травмируя психику и усугубляя трудности. Вытеснение и / или обесценивание «неприемлемых» переживаний требует психоэмоциональных затрат, провоцируя стресс, снижая когнитивные и коммуникативные возможности, качество жизни. Распространенные способы коррекции социофобии требуют усилий для совладания с эмоциями, интеллектуализации, сдерживания аффективных проявлений. Это увеличивает напряжение и затраты психической энергии и не дает стойкого результата. Яркая особенность таких подростков –превентивная готовность получить от окружающих негативную оценку, отвержение. Они часто настолько напряжены в этом ожидании, что не замечают реального к себе отношения со стороны окружающих. Такие подростки склонны заранее ожидать и бояться отвержения, негативного оценивания. Эти ожидания берут начало в неуверенности в себе, неприятии своих внешности, личности. Им кажется, что окружающие склонны оценивать их заведомо низко, не интересуются ими, не ценят и не уважают их. Решение пойти на любое взаимодействие с заведомо неблагополучным (по их прогнозам) исходом требует значительных волевых и психических усилий. Они быстро эмоционально и физически истощаются в ситуациях, предполагающих социальный контакт. В качестве мер развития коммуникативных навыках у подростков-социофобов перспективным выглядит комплекс, сочетающий: - первичную диагностику; - длительную (более полугода, при регулярности не реже 2 раз в месяц) индивидуальную и групповую терапию, на фоне регулярного (не менее 1 раза в 2 месяца) мониторинга изменений. Рекомендуемое соотношение теории к практическим занятиям в группе на первых 2 занятиях составляет примерно 2:1, в последующие полтора-два месяца это соотношение постепенно меняется и становиться 1:2, а в завершающие три и более месяцев участникам группы предоставляется все больше инициативы в выборе этого соотношения для каждой встречи группы. Одно занятие длится в пределах от 2 до 4 часов, с одним большим (не менее 20 минут) перерывом и физиологическими перерывами по мере необходимости. В случаях с сильной, более 77 ед. по шкале М. Лейбовица, социальной фобией, целесообразна будет рекомендация обратиться также для обследования соматического здоровья к неврологу, эндокринологу и врачу общего профиля для назначение соответствующей медикаментозной поддержки, с разъяснением важности и пользы этого подростку и его родителям. Во второй части статьи рассмотрим основные этапы предлагаемой комплексной программы более подробно, с примерами и опробованными упражнениями. Фото взяла отсюда Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|