Поколение 40-50-летних родителей современных 15-20-летних юношей безнадёжно устарело

Вчера у меня была ещё одна семейная консультация по поводу того, что ребёнок не хочет учиться, прогуливает школу. Видимо, к концу полугодия в 10-11 классе, семестра в колледже/университете родители уже не выдерживают напряжения и обращаются к психологу за помощью. 

Отдельная тема: чего родители хотят. Кто-то хочет, чтобы психолог объяснил их ребёнку, что учиться нужно. Они, по сути, хотят волшебную таблетку, благодаря которой юноша вразумится и возьмётся за учёбу. И есть родители, которые хотят понять своего взрослого ребёнка, чего он хочет, какие решения принял, в чём нуждается от родителей. Они приходят за медиацией — посредничеством в разговоре со своим старшеклассником/студентом. Ибо самостоятельно дома это сделать оказывается крайне сложно.

Проблема в том, что мы — 40-50-летние родители современных 15-20-летних юношей и девушек в прямом смысле устарели, мы — последнее поколение предыдущей, индустриальной эпохи. Они, наши дети, — первое поколение новой эпохи, цифровой. А это значит, что мы оказались в переходном периоде, на демаркационной полосе между двух эр.

Даже наши старшие дети другие: они уже взрослели, когда в жизнь только начали входить сотовые телефоны, интернет, персональные компьютеры. Они ещё смотрели телевизор и видеомагнитофон и вместе с родителями втягивались в обилие доступной информации. Они ещё были очень податливы к нашей, советской системе воспитания, потому что все вокруг были выходцами из советской школы. 

А вот их младшие братья и сёстры уже родились в эпоху ПК, ноутбуков и свободного доступа в интернет. А тут и смартфоны подоспели, предоставив безграничный доступ к цифровой информации в любой момент в любом месте. Им не нужно ТВ. Они лучше нас и своих старших братьев и сестёр владеют английским языком, потому что играют в англоязычные игры и общаются в чатах с иностранцами — такими же 15-20 летними. 

Они смотрят спикеров, которые учат, что в современном мире быть наёмным работником не выгодно, нужно стремиться к созданию собственного бизнеса. И выбрать направление нужно уже в юности. 

Что в итоге делает современный юноша? Принимает решение следовать этим советам, потому что жить в бедности, в малом достатке не хочется. Хочется финансового благополучия. Отличное решение! Я только ЗА.

И вот тут-то и таится опасность: подросток, чьи родители в абсолютном большинстве являются наёмными работниками не получает ни понимания, ни поддержки от своих близких. 

Почему? Да потому, что основной движущий мотив наёмного работника — безопасность (постоянное место работы, гарантированная зарплата, социальные гарантии). Мы же помним лихие 90-е! Мы тогда оделись в железные двери и решётки на окнах, и выжили. Наше поколение в большинстве своём не умеет рисковать и рассчитывать на себя. Бизнес? Это — опасно. Фриланс? Безделие. 

Мы воспитаны в жёстких рамках социальных норм, преступить которые было почти немыслимо. Сколько уроков в школе за 8-10 лет пропустили вы? Я — два дня в 10 классе. В первый раз я не пошла 1 сентября в 10 класс, потому что было воскресенье, а по воскресеньям мы встречались во Дворце пионеров им. Н.К. Крупской компанией членов Совета научного общества учащихся г. Челябинска. И для меня это был дерзкий шаг. А второй раз — провожала в армию будущего мужа (советчика же). Тут я отпросилась, более наглеть не смея. 

Учили все и всё. Каждый в меру своих возможностей. Были бунтари, конечно. Но и они учились. Худо-бедно, но учились, ходили в школу. Ведь, элементарно, им не с кем было прогуливать школу. 

Наши младшие дети могут в школу не ходить за знаниями. Они умеют, часто лучше учителей, добывать эти знания из интернета. Школа, к сожалению, морально устарела в своей технологии обучения под диктовку, с зубрёжкой по учебникам.

Скажите, вы видите в этом смысл сейчас, в эпоху глобальных цифровых технологий? 

Вот и наши младшие дети не видят. 

Те из них, кто получил от своих родителей достаточно любви, поддержки, признания в детстве, ощущая в следствие этого надёжную привязанность, а значит, и безопасность, выработали стратегию: учить те предметы, которые нужны для того, чтобы, сдав ЕГЭ, поступить в вуз на выбранную специальность. Остальные — по остаточному принципу. 

Их аргумент: зачем захломлять свою голову и тратить время на то, что мне сейчас не нужно. Станет нужно — найду информацию в интернете.

К сожалению, гораздо больше тех молодых людей, кто остался без уверенности в надёжности родительской любви, без опоры на неё, без доверия к миру и себе. Они не умеют брать ответственность, ставить цели, принимать решения. Они не умеют рисковать, не будучи уверенными, что их примут после падения, поддержат и напитают любовью для нового взлёта. 

Эти юноши пропускают школу/колледж/вуз часто из протеста против родительской системы воспитания или из стадного чувства — «никто не ходит, а я чё — лох?». Именно на этих юношей наибольшее влияние оказывает особенность современного общества: ранняя, уже с 2 лет, социализация, которая заставляет наших детей искать ориентиры и опору не в родителях, а в сверстниках. Та ещё опора, сами понимаете. Да и родители часто им пример подают в этом: «У соседей/знакомых/друзей есть это и нам надо» и «Всё лучшее — детям» как наследие эпохи бедности. 

Именно эти наши дети понимают слова спикеров о немодности, несовременности наёмного труда как идею-фикс. Вот только ресурсов для её реализации у них нет или они не имеют к ним доступа. 

Что же нам, 40-50-летним родителям 15-20-летних юношей и девушек делать? 

Я считаю так: 
1) принять факт того, что эти наши дети — другие во всём. Им будет проще со своими детьми, потому что те родятся в одну эпоху с родителями. Нам, наверное, не повезло. Но мы можем с этим жить. Кому, как ни нам — таким взрослым и умным делать шаг навстречу своим детям? 
2) продолжать питать своих взрослеющих детей безусловной любовью, обозначая при этом чёткие границы свободы своей и ребёнка. И да, я за то, чтобы старшеклассник закончил школу, а студент 3-4 курса — колледж. Слишком большая роскошь во втором случае потратить 2-3 года ни на что, выкинуть их из жизни и остаться в 20 лет без Аттестата о среднем образовании и Диплома об средне-специальном образовании. Да, я считаю, что в этом случае родители должны взять действия ребёнка под продуктивный контроль: знать как обстоят дела в школе/колледже, контролировать посещаемость, организовывать своего ребёнка, если уж он сам не может это сделать; 
3) слушать вместо того, чтобы читать нотации; 
4) интересоваться тем, чем занимается ребёнок, желательно и участвовать в чём-то вместо критики; 
5) и, самое главное, ВЕРИТЬ в своего ребёнка. «Не воспитывайте своих детей, всё равно они будут похожи на вас» — гласит английская пословица. Мы же выросли хорошими людьми, преодолели трудности, заработали репутацию и статус. Давайте поверим, что наши дети тоже смогут! 

На консультации в конце беседы я разворачиваю ребёнка и родителя лицом к лицу, и к папе, и к маме, по очереди. Сначала родитель говорит о своих переживаниях и желаниях, потом ребёнок. И каждый раз сын или дочь, отвечая родителям, в ответ на их вопрос: «В чём ты нуждаешься от меня?» говорит: «Прошу тебя, ВЕРЬ В МЕНЯ». 

PS. Вынашивая идею этого поста, я наткнулась на статью Анны Варги — студентки первой группы российских психологов, обучавшихся у классиков системной семейной терапии. По её учебникам училась и я. Она пишет точно об этой же особенности — стыке эпох. 

Поколение 40 50 летних родителей современных 15 20 летних юношей безнад жно устарело



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Что хотят родители и что нужно ребёнку 4-6 лет
  • Обидно, потому что они дураки
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Про наши ожидания. Откуда они? Каковы их последствия? И что делать?
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • Кто они без нас? (верно ли, что женщина делает мужчину?)
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Ершистые подростки. Против чего они протестуют и что с этим делать?
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Что такое «личные границы» и для чего они нужны?
  • Что такое убеждения и зачем они нам нужны?
  • Как наши дети становятся такими и что с этим делать
  • «Когда психологи недовольны, они делают вот что…»
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Что нам должны наши дети
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Что скрываю сны, зачем они нам и можно ли их разгадать
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь