Как социальная фобия влияет на коммуникативную сферу подростков, часть 2: упражнения

В первой части статьи речь шла о проявлениях поростковой социофобии и ее влиянии на формирование коммуникативных моделей. Здесь рассмотрим основные этапы предлагаемой комплексной программы.

1 этап – диагностический. Реализуется в индивидуальном формате. Направлен на выявление актуального эмоционального и психологического состояния подростка, уровня проявления коммуникативных навыков, актуального в момент диагностики уровня социофобии, уточнения ожиданий подростка  от предстоящих занятий, его предпочтений и индивидуальных склонностей, здесь возможны как проективные, так и арт-терапевтические методики. Также, можно использовать комплекс методик, предложенный в п.2.1 настоящей работы.

Хорошей базой для установления контакта между исследователем и исследуемым, а также для последующего успешного коммуникативного развития, будет трансляция на этом и последующих этапах программы окружающими принятия подростков, что не равно согласию с любой их позицией, но означает уважение к их индивидуальности и личности, согласие с их ценностью априори.           

Пример: я не разделяю мнение о красоте татуировки, но спокойно отношусь к тому, что у других кардинально иное мнение на этот счет. То есть, я принимаю различие в наших предпочтениях и потребностях, я с этим различием согласна. Я считаю личную гигиену обязательной, но даже если лично для меня это сложно понять и объяснить (вижу и согласна с моими переживаниями и трудностями по этому поводу) – я признаю, что на деле для других это действительно может быть неважно.

Для подростков важным регулятором внутреннего напряжения является постепенное осознание, что другой человек может принимать его, несмотря на различия, и выдерживать эту разность, не разрушаясь.

По завершению диагностики, полученные результаты анализируются, интерпретируются и предоставляются подростку и его законному представителю в доступной форме, исследователь отвечает на вопросы и описывает предстоящий 2 этап программы.

2 этап включает групповую и индивидуальную работу.

Первой проводится работа в группах численностью до 10 человек. В качестве первой встречи полезной будет разъяснительная работа, мини-лекции на тему изучения взаимосвязи чувств, мыслей, реальных и вероятных событий. Наши эмоциональные реакции являются следствием наших мыслей по поводу событий, но если мы предвзяты в размышлениях – то реагируем не на настоящее событие, а на свое искаженное в той или иной мере мнение о подобных событиях в прошлом [8, стр. 39−49].

Примеры чувств: радость, гнев, печаль, раздражение. Мне страшно, я рад, я злюсь.

Примеры мыслей, принятых за чувства: я чувствую себя брошенным, мне неприятно это видеть, вы меня достали.

В дальнейшем, в конце первой или в течении второй групповой встречи, хорошей тренировкой навыка непредвзятого реагирования будет работа в небольших группах по разбору фраз, которыми мы описываем события. Стоит при разборе обратить внимание:

− на форму (утвердительная/отрицательная, действительный/ страдательный залог),

− на окраску вспомогательных и вводных слов,

− на степень уверенности в своей оценке предмета речи.

Можно вместе поискать варианты, в которых будет больше отражено настоящее отношение говорящего, в сочетании с фактами..

Пример: «Наверняка (подчеркнута степень уверенности), он считает меня тупым (приписывание своих негативных мыслей о себе другому из желания подготовить себя к худшему), раз так смотрит (не констатация факта, а искажение, основанное на своем опыте интерпретации взгляда человека)».

Вероятные вопросы для обсуждения:

− что указывает в действительности на уровне слов на такую уверенность?

− что именно и насколько достоверно указывает на то, что взгляд значит именно это?

 − какие чувства возникают?

После разбора фраза может зазвучать как «я чувствую тревогу, когда на меня долго молча смотрят».

После первого и второго ( или ранее, по запросу  любого исследуемого) занятий в группе полезной будет проведение индивидуальной консультации для каждого подростка, при необходимости – в присутствии законного представителя ( в зависимости от возраста , эмоционально-психологического состояния и субъективного ощущения комфорта подростка). По согласованию с подростком, может быть проведена консультация для его родителей отдельно от него. На консультации полезно будет обсудить и помочь отрефлексировать новые впечатления, полученные на группе, выяснить его настрой и насколько ему комфортно в группе. Ответить на вопросы, если они возникли у подростка и дать обратную связь, позволяющую индивидуальным поведенческим и когнитивным  феноменам подростка стать более видимыми для него. Важна доброжелательная, без оценочная коммуникативная стратегия исследователя.

На третьей и дальнейших встречах группы часть занятия может быть также посвящена  разъяснительной работе. Вторая часть будет носить практический характер, подростки смогут получить новый опыт коммуникативного взаимодействия во время совместных событий (классный час, не формальное мероприятие, или специальная групповая работа по договоренности между потенциальными участниками). Важно донести до подростков, что каждый может в любой момент отказаться от участия без объяснения причины и без каких бы то ни было санкций за это.

Ниже предложены разработанные автором данного исследования варианты упражнений в группе, направленных на получение нового коммуникативного опыта и базы для последующей рефлексии.

1) «Центр внимания».       

Важное условия этого упражнения – сопровождение взрослого, который объясняет: мы все склонны оценивать себя и других, но только сам человек имеет право решать – насколько та или иная оценка к нему относится. Мы все очень разные, и то, что о нас думает другой человек (даже если это лучший друг, наша мама или любимый учитель), может совсем не относится к нам на самом деле. По принципу игры «съедобное – не съедобное», наша задача – бережно заботиться о себе и следить за тем, что мы «едим» в эмоциональном плане, а от чего – отказываемся. Обязательное условие – соблюдение правил обычной вежливости.

Участники группы располагаются стоя или сидя так, чтобы все они видели друг друга. Один из них (лучше, если первым будет более уверенный в себе подросток) назначается «центром внимания». Если желающих нет, можно предложить жеребьевку или отдать инициативу выбора самим подросткам, с обязательным согласием выбранного участника. Остальные участники пишут эпитеты в формате «какой», воздерживаясь от нецензурных или прямо оскорбляющих /унижающих определений, выражая свое мнение о «центре внимания» и складывают их в коробку или другую емкость, не подписываясь. «Центр внимания» берет коробку, зачитывает записки вслух или про себя (по его собственному выбору для обеспечения личного комфорта), и выбирает – какие из них относятся к нему, а какие – нет, без объяснения своего решения.

Потом каждый из желающих участников также примеряет роль «центра внимания».

2) «Смотрю на тебя хорошо».

Ведущий дает небольшое объяснение примерно в таком ключе: часто от волнения мы склонны ожидать худшего отношения к себе, не зная что будет в действительности. Наши тревоги и ожидания иногда не позволяют нам увидеть «хорошее», и это обычное дело. Так бывает с нами всеми, независимо от возраста и настоящих качеств – и в этом нет ничего постыдного. Но можно потренироваться замечать еще и то, как на нас смотрят на самом деле другие люди, когда мы что-то делаем.

Задание в том, чтобы сначала каждый участник написал на карточке действие, которое для него особенно трудно в процессе общения. Далее карточки перемешивают, каждый желающий участник берет одну, и выполняет указанное действие так¸ как может и считает нужным. Задача остальных – молча смотреть на него так, как если бы они хотели поддержать его в важном для него, сложном и ответственном деле.

После выполнения каждому участнику важно дать подумать и запомнить для себя, как он интерпретировал взгляды, чувствовал ли он поддержку или нет. С согласия участника, можно обсудить этот опыт с участниками группы, сравнить появившиеся трактовки «взглядов».

Такой опыт «хорошего взгляда» для подростков с затруднениями в коммуникативной сфере важен тем, что они заранее знают трактовку этого взгляда и имеют возможность почувствовать и запомнить разницу между реальностью и своими опасениями, усвоить новый опыт.

Важно! В процессе выполнения уважительно и серьезно напоминать о том, что участники смотрят с приятием, «хорошо» на любое действие независимо от качества выполнения, что если ты не решился выполнить задание – это не меняет ничего сейчас, и все видят тебя «хорошо» даже в этом случае, и даже если ты сам не можешь относиться к себе хорошо, осуждаешь себя, боишься и ждешь осуждения от других.

3) «Побудь, пожалуйста, мной». Группа делится пополам. Участникам одной группы предлагается выбрать себе пару – заместителя для себя. Выбранный может отказаться, не называя причины – тогда нужно выбрать другого человека. Далее пара устанавливает зрительный контакт, в течении нескольких секунд смотрят в глаза друг другу и участник № 1 говорит: – «побудь, пожалуйста, мной в этом упражнении». Далее участник № 1 вспоминает минуту – любую свою реальную ситуацию и те чувства, которые он переживал в связи с ней. Участник № 2 внимательно наблюдает, прислушивается к возникающим у него ассоциациям и ощущениям. Далее он  сообщает от первого лица, какие чувства ему удалось воспринять («на твоем месте я чувствую….»). Участник № 1 имеет право в любом объеме опровергнуть или подтвердить, при желании – описать задуманную ситуацию, или отказаться это сделать. Участник № 2 также может дать  или не давать обратную связь по упражнению. Затем участники благодарят друг друга и меняются ролями – или выбирают другого партнера по упражнению, чтобы попробовать при желании иную роль.

Такое упражнение позволяет получить опыт эмпатического чувствования, интерпретации чужих и своих чувств, ощущение эмоциональной близости и осознания, что ты не один и тебя могут понимать другие.

Далее, на индивидуальных консультациях исследователь помогает подростку интегрировать новый опыт взаимодействия, отрефлексировать происходящее на группе и вне ее пределов, обсудить влияние терапии на повседневную и социальную жизнь подростка.

В качестве наиболее общих рекомендаций на 2 этапе программы в целях помощи в развитии коммуникативных навыков у подростков-социофобов, хочется обратить особое внимание: недопустимо использование в процессе взаимодействия манипуляции чувством неуверенности, вины, стыда подростка, его стремления понравиться и получить похвалу в любых, в том числе – общеобразовательных или воспитательных целях.

Также, по возможности необходимо избегать осуждения, упреков и попыток стимулировать к выполнению процесса напоминанием о прежних неудачах и любого (как негативного, так и позитивного) оценивания в разговоре их личных качеств. Такие подростки критически плохо справляются с подобными ситуациями, их стресс усиливается и эффект будет прямо противоположен ожидаемому.

При получении заданий подростком-социофобом важна ясность в том, чего от него ждут, когда именно и в каком виде (даже если это кажется разумеющимся по умолчанию). Инструкция должна быть максимально подробной, обозначая четкие рамки соответствия (например: «в реферате по теме такой-то нужно дать не менее 5 и не более 10 страниц текста вот таким шрифтом и кеглем, список литературы на последней странице должен включать не менее 10 источников»). Если требования не меняются уже давно и подросток соблюдал их ранее, важно обозначить: требования остались прежние, ты их придерживался в твоей работе такой-то.

Хорошим стимулом коммуникативного развития является вербальное поощрение любых вопросов по теме в удобном подростку виде (письменно, устно, во время или вне урока), разрешение отвечать в любом своем темпе, а в письменной работе ставить на полях знак вопроса в случае затруднений ( и учитель предложит варианты, когда он может ответить на эти вопросы).

Подросткам с коммуникативными затруднениями важно ощущать свою «правильность», быть как все. В этом направлении, пользу принесет открытость и честность исследователя, педагога, психолога, и его способность признавать при необходимости вслух свою неправоту или незнание чего-либо, отказ от попытки транслировать образ идеального себя и противопоставления себя подростку.

Подростки, при всей кажущейся независимости нуждаются в поддержке и помощи взрослых гораздо сильнее, чем учащиеся начальной школы. Даже не выказывая своей благодарности, они глубоко ценят такую помощь.

Постепенно, по мере сплочения группы и формирования доверительных отношений между участниками, можно предоставлять им все больше инициативы в выборе программы для групповой работы, создании собственных упражнений, ритуалов или игр. Это позволит закрепить полученный новый коммуникативный опыт и опробовать в безопасной атмосфере новые модели социального взаимодействия.

3 этап является, по сути, частью 2 этапа. В индивидуальном формате, в конце консультации регулярно проводиться повторная диагностика проявления коммуникативных навыков и уровня социальной фобии.

Реализация длительной программы направлена, по сути, в первый месяц на нормализацию психоэмоционального состояния участников, снижение уровня внутреннего напряжения. Получая опыт нахождения в безопасном, лояльном окружении, подростки могут перестать тратить психо-эмоциональные силы на защиту, направить их на то, что для них важно на самом деле. Научиться слышать и замечать себя и свои потребности. Это является необходимым условием для последующего во второй и далее месяцы занятий усвоения и закрепления новых моделей коммуникативного взаимодействия.

Фото отсюда



Просмотров: 291
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Материнство. Нужно ли себя готовить к нему или будь что будет?
  • Для женщин. Как понять, будет мужчина о тебе заботиться или нет?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь