Психотерапия афазии с помощью трансовых техник (NLPt -нейротрансформинг)

Данная статья была написана мною, Л. Шандра (Палкина) и опубликована в журнале "Психотерапия"- 2014 г, №10. 

Афазия (от др.-греч. ἀ — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) представляет собой полную или частичную утрату уже имевшейся речи, обусловленную органическим поражением отделов головного мозга, которые имеют отношение к осуществлению речевой функции [1].

Причинами возникновения афазий могут быть разного рода травматические повреждения и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и пр.

Симптоматика афазии не ограничивается наличием речевых симптомов. Наряду с ними выражаются неврологические симптомы, психические симптомы, наблюдаются психологические проблемы - невозможность выразить свои мысли и желания, непонимание того, что с тобой случилось, когда это кончится и почему тебя не понимают окружающие, все это ведет к разным депрессивным состояниям у больного. Возникает неверие в то, что утраченную речь при известной настойчивости можно восстановить.

При афазии речь не утрачивается полностью – даже в самых тяжелых случаях остаются какие-то ее остатки, «осколки», хотя они уже не выполняют функции общения.

Восстановительная работа при афазии сложна и продолжительна. В ее основу положен ряд принципов:

 

  • Комплексный медико-психолого-педагогический характер воздействия;

2. Возможно более раннее начало восстановительной работы;

 

3. Поэтапность восстановления речевой функции;

4. Предупреждающий характер логопедического воздействия;

5. Использование «обходных» путей (принцип опоры на сохранные сигнализаторы);

6. Работа над всеми сторонами речи (устная речь, чтение и письмо);

7. Положительный эмоциональный фон работы [5].

При афазии эффективность и продолжительность восстановительной работы зависят от многих условий:

 

  • От локализации, характера и степени поражения головного мозга;

2. От возраста больного;

 

3. От времени начала логопедической работы после наступления афазии;

4. От состояния речевой функции до заболевания;

5. От личностных особенностей больного:

6. От ближайшего социального окружения больного и общих условий его жизни [5].

Психолого-логопедическая работа с больным афазией разбивается на 5 этапов

Этапы психолого-логопедические работы, ее цель:

этап первый:

логопедическая цель -заключается в растормаживании произносительной стороны речи (пение песен, сопряженное и отраженное чтение стихов, договаривание пословиц, фраз с жестким контекстом и т. д.);

психологическая цель -активизацией слухового и зрительного внимания, формированием мотива деятельности и характера деятельности.

этап второй:

логопедическая цель в преодолении трудностей актуализации слов-номинаций;

психологическая цель -активизация тактильной чувствительности (узнавание предметов, представленных тактильно).

этап третий:

логопедическая цель накопление слов, характеризующих основные параметры предметов, преодоление трудностей понимания сравнительных конструкций (больше, меньше, уже, шире, светлее, темнее, мягче, тверже и т. д.);

психологическая цель выработку обобщенного образа характеристик предмета с опорой на зрительный и тактильный анализаторы, сопоставление предметов с аналогичными эмпирическими признаками. (Выработка вербально-невербальных ассоциаций на основе оречевления параметров предмета, наиболее значимых в классификационном отношении).

этап четвертый:

логопедическая цель стимуляция фразовой речи;

психологическая цель упрочение вербально-образных связей (преодоление нарушений пространственного и конструктивного праксиса).

этап пятый:

логопедическая цель стимуляция развернутой устной речи;

психологическая цель активизация творческого воображения, подключение субдоминантного полушария (оживление ассоциативных связей между усвоенными ранее практическими действиями и их вербальным обозначением).

Упорная напряженная работа специалиста и клиента на первом, втором и третьем этапе подготавливает нервную систему больного к началу работы на четвертом и пятом этапе - стимуляции фразовой речи и упрочения вербально-образных связей, активизации творческого воображения, подключения субдоминантного полушария.

Рассмотрим подробнее опыт деятельности психолога-логопеда на четвертом и пятом этапах восстановления речи.

Больной М., 50 лет, ишемический атеротромботический инсульт: моторная, частично сенсорная афазия, правосторонний выраженный гемипарез правой руки. Речь нарушена по типу сенсорной моторной афазии. До болезни работал водителем–дальнобойщиком, увлечения – мотоцикл (байкер). Образование – техническое училище.

Занятия с логопедом начались через 6 месяцев после перенесенного инсульта. На первом занятии выяснилось, что больной может произносить с грозными вариациями слова: «мама», «нет», «раз, два», «блин» и ненормативную лексику; эмболы «с», «бу-у-дет». Первичное нейропсихологическое исследование речи по методике Е. Д. Хомской [7], показало, что речь у больного практически отсутствует – не выполнено ни одно из предложенных заданий. Исследование письма, чтения, памяти, системы счета и интеллектуальных процессов пришлось отложить до улучшения состояния речи.

После выписки из больницы больной категорически отказывался принимать какое-либо лечение и помощь (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, логопедию). Упорные занятия со специалистом (1 год и 2 месяца) подвели больного к четвертому и пятому этапу психолого-логопедических занятий, где логопедическая цель – стимуляция фразовой речи. Психологическая цель – упрочение вербально-образных связей (преодоление нарушений пространственного и конструктивного праксиса).

Здесь к работе с больным был подключен такой элемент психотерапии как легкий транс.

Открытие Р. Сперри, лауреата Нобелевской премии, о «функциональной специализации двух полушарий мозга человека» позволило в дальнейшем прийти к одному из выводов о том, что левое и правое полушария головного мозга представляют собой огромную разницу и используют совершенно различный «субстрат» для своей работы. Левое, весьма условно соответствует сознанию – отвечает за слова, цифры и прочие знаки, тогда как правое условно соответствует бессознательному – отвечает образы, символы и ощущения. И мозг устроен так, что в результате человек достигает только тех целей, которое приняло его правое полушарие. Для вовлечения в работу правого полушария необходимо создавать образы или, на худой конец, символы [2].

Работу по созданию образов, лучше всего проводить в состоянии транса. Транс является не более чем весьма расслабленным и оттого повышенно восприимчивым ко всему, что «там, внутри», состоянием [2].

Состояние транса может проявляться абсолютно естественно. Например: что-то делая, мы о чем-то задумываемся, а потом наше сознание куда-то «уплывает». В такие моменты наши мысли сначала могут быть о чем-то привычном для нас, но постепенно их начинают сменять ненавязчивые образы и картины. Это и есть состояние транса. Транс — это естественное состояние с определенными изменениями активности мозга, когда тело и мыслительные процессы засыпают, а разум продолжает бодрствовать. Трансовое состояние обычно сопровождается приятным чувством расслабления и спокойствия. Те, кто погружаются в транс по собственному желанию, знают, как он помогает хорошо отдохнуть и набраться сил. Непроизвольный транс обычно свидетельствует о том, что наш организм, ум или нервная система перегружены. Транс часто спасает нас от переутомления, позволяя немножко передохнуть [8].

Возможности транса воистину безграничны. С помощью него можно не только отдыхать, но и практиковать различные ментальные техники, помогающие исцелить себя от болезни или улучшить какие-либо результаты. Как отметил М. Эриксон, специалисту необходимо принять во внимание, что в «психотерапии главным считается установление эмпатического сопереживания и душевного резонанса с пациентом… Пациент приобретает навыки диагностического самоанализа и концентрируется на изучении своих внутренних состояний… Характер некоторых людей таков, что они просто не умеют выразить свои чувства. Сам М. Эриксон считал, что наилучший результат достигается тогда, когда в поведении человека преобладает автоматизм, бессознательное, т. е. когда сознание не вмешивается. Пациент даже не замечает, что на бессознательном уровне духовный контакт уже установлен» [6]. Эриксон считал, что любые психотерапевтические техники становятся во много раз более эффективными, если проведены с человеком именно в состоянии транса, когда отсутствует тормозящая роль сознания.

Работая по восстановлению речи с пациентом на четвертом и пятом уровнях, мы создаем не только внешние образы, но и вырабатываем внутренние, так называемые "мыслительные образы". Под мыслительными образами подразумеваются наши стереотипы и образы мышления. Обычно, подходя к этому этапу работы, психолог достаточно хорошо знает характер своего пациента, и вызывает у него образы, которые, как он считает – наиболее близки больному. На самом деле не слова диктуют образы, а принятый человеком образ наполняет слова сутью.

Первые же беседы с таким больным, находящимся в трансе, показали, что он может самостоятельно отвечать на вопросы (избегая выбора между двумя вариантами, предложенными психологом), когда транс вызван на очень близкую больному тему. Например, больному было предложено ощутить себя за рулем автомобиля. Представить, как садится за руль, нажимает на педаль газа, набирает скорость, включает музыку и т. д.

Другой же предложенный вариант – представить круг, трансформировать в квадрат, затем в треугольник – ничего не дал. Больной просто не в состоянии был понять, что от него требуется.

Итак, транс – это измененное состояние сознания, когда фокус внимания направлен не во внешний мир, как в обычной жизни, а во внутренний. Наш мозг не способен постоянно находиться на пике сознательного контроля, ему необходимы периоды расслабления (или же транса). В эти минуты психика работает по-другому: активными становятся структуры, отвечающие за интуицию, образное мышление, творческое восприятие мира. Открывается доступ к ресурсам внутреннего опыта. Именно в этом состоянии к нам приходят всевозможные озарения или внезапно находятся ответы на вопросы, над решением которых мы бились долгое время.

В состоянии транса человек становится более открытым, восприимчивым к позитивным изменениям, легко обучается, открывает для себя новые возможности, отыскивают скрытые внутренние ресурсы для разрешения проблем, которые ранее казались совершенно неразрешимыми [9].

Таким образом, применяя психотехнику легкого транса при работе по восстановлению речи у больного, мы заметно активизируем его ассоциативные связи между усвоенными ранее практическими действиями и их вербальным обозначением, оживляем память и мышление, развиваем фантазию. Ведя больного в состоянии транса по значимому для него положительному событию, предлагая ему вновь почувствовать те ситуации, эмоции и ощущения, которые были в его жизни, стимулируя работу воображения и задавая вопросы, мы тем самым побуждаем потребность больного говорить самому, говорить именно то, что он представил. И, обладая к этому периоду уже достаточным словарным запасом, больной начинает переходить на диалогическую речь, которая не требует от него дополнительных усилий и напряжения мысли в подборе нужного слова. Больному становится легко разговаривать, занятия приносят положительные эмоции, положительная динамика налицо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  • Афазия // Medtask: форум для студентов и медиков [Электронный ресурс].- Электронная ст. - Режим доступа: http://medtask.webtalk.ru/viewtopic.php?id=10, свободный

2. Ковалев, С.В. Введение в нейротрансформинг или руководство по эффективности и счастливости. – М. : Твои книги, 2013. – С. 70.

 

3. Кошелева, Н. В. Преодоление трудностей называния у больных с афазией в процессе невербальной предметно-практической деятельности / Н.В. Кошелева // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 87-91.

4. Опель, В. В. Восстановление речи при афазии. (Методические указания). - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с. - (Библиотека практического врача) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0350/3_0350-1.shtml (дата обращения: 07.04.2014).

5. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. – 227 с.

6. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза): ред. и ком. Джеффри К. Зейга. Пер. с англ. Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003

7. Хомская, Е. Д. Нейропсихология: учебник / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

8. Что такое транс? [Электронный ресурс]. – Электрон. ст.- Режим доступа к ст. http://newgoal.ru/facts-chto-takoe-trans/, свободный

9. Эриксоновский гипноз. [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. URL: http://sw-psiholog.ucoz.ru/publ/ehriksonovskij_gipnoz/ehriksonovskij_gipnoz/4-1-0-3, свободный

[1] Выражаю признательность директору ЧОУ ДПО «Кировский институт практической психологии (КИПП)» В. М. Селезневу за содержательные консультации по вопросам, рассматриваемым в данной статье.

 



Просмотров: 245
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Легкий транс как помощь при восстановлении речи
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 3. Основные идеи генеративного транса.
  • Техника работы с проективными картами: "Мой характер и моя цель"
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Феномен транса в психотерапии (анализ состоянии проблемы)
  • Эриксоновский гипноз. Что такое состояние транса?
  • Говорить четко и правильно: стимуляция речи
  • Почему цель "выйти замуж" - плохая цель
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Когда цель становится фетишем
  • Цель и перегрузка, как достичь цели. Цель и страсть в чём разница?
  • Гипноз и состояние транса - что это?
  • Нарушения речи после инсульта - что стоит знать. Часть 1.
  • Состояние генеративного транса.
  • Модели речи, отражающие уровень сознания и жизни
  • Как ставить цель, когда целей нет? (часть 1)
  • Зачем нам состояние гипнотического транса?
  • Алкогольный транс. Полиция догнала угонщика в невменяемом состоянии.
  • Как потребность выражает себя в речи...
  • Как достичь цель с помощью мысли
  • Преодоление Когнитивного Транса: РЭПТ-метод
  • Содержание речи. Самые главные вопросы.
  • Мужские сексуальные расстройства и методы работы с ними. Образы себя. Мужская сексуальность
  • 5 Важных Советов про Знакомства через Интернет (когда цель - встретить Мужа)
  • Содержание речи. Карты, мысли, сто программ...
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • Эта статья только для тех, у кого есть цель!
  • Здоровье речи и души. Психотерапия с опорой на философию О. Розенштока-Хюсси.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Могу или НЕ могу? Когда цель становится испытанием



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь