Машенька была единственной дочкой у своих родителей. Единственной и самой любимой, пышущей здоровьем розовощекой красавицей. Иногда она видела, как её соседка-подружка нянчится с младшим братом и втайне немного ей завидовала. Просила родителей подарить ей братика или сестричку. И вот однажды родители приносят заветный свёрток, а там... Так в семье появился ещё один малыш...
Первые несколько дней Машенька не могла нарадоваться такому подарку и всячески участвовала в жизни младенца, ведь она у мамы помощница. И теперь она взрослая!
Но довольно скоро ей становится понятно, что мама ей больше не принадлежит, обычные устои и привычный распорядок дня нужно менять, потому что "маленькому надо спать", "маленькому надо есть", "маленькому надо сменить памперсы". И тот свёрток, которого она так ждала - это не игрушка и не подружка, а самый настоящий конкурент и виновник страданий. "Всё в угоду ему, а что мне?" Машенька чувствует себя заброшенной, одинокой и заболевает.
Едва заболев, девочка замечает, как жизнь заиграла новыми красками: мама снова её любит, балует, даёт всё самое вкусное и разрешает то, чего стало вдруг нельзя с появлением конкурента. Папа гоняет с ней в танки, когда занята мама. Машенька ещё маленькая и не понимает, что происходит. Однако, на бессознательном уровне её психика уже чётко усвоила: "когда я болею - меня любят!"
Так болезнь становится "привычкой", через которую ребёнок правомерно возвращает себе внимание и заботу родителей.
Есть множество кейсов, когда ребёнок является так называемым “носителем симптома” в своей семейной системе.
Например, родители в предразводном состоянии, ребёнок внезапно заболевает и тем самым “мирит” их на какое-то время, поскольку они вынужденно сплачиваются вокруг его болезни, дабы спасти своё чадо.
Другой пример: Таня - старшеклассница, которая часто болеет, почти не ходит в школу. Выходит буквально на 2-3 дня, и снова “ложится” с температурой. При более детальном знакомстве с ситуацией выясняем, что у Тани сильно тревожная гиперопекающая мать, которая уверена в том, что девочка без неё не выживет в этом суровом мире, её всегда надо оберегать. Так, мама “программирует” дочь на беспомощность, а та, в свою очередь, своими постоянными болезнями даёт маме возможность “легализовать” свою тревогу.
Плюс это становится выгодным и самой Тане: можно “официально" лежать на диване, уткнувшись в телефон и ничего не делать.
Третий вариант описан ранее: единственный ребёнок в семье вдруг перестаёт быть единственным и самым любимым. При появлении младшего брата или сестры ребёнок вдруг чувствует себя “заброшенным”, и начинает болеть, правомерно возвращая себе внимание и заботу родителей.
Некоторые симптомы ребёнка отражают взаимоотношения родителей между собой.
Например, есть мнение, что частые ангины, фарингиты, а также аденоидыу ребёнка младшего возраста могут свидетельствовать о сильных невысказанных обидах мамы на папу.
Если у мамы высокая сепарационная тревогана этапе выхода на работу и “сдачи” ребёнка в сад, ясли или няне, то малыш непременно будет отражать эту тревогу либо частыми болезнями, либо сложным “невыносимым” поведением.
Таким образом, он сделает всё, что в его силах, чтобы помочь маме не отдавать кроху в "чужие руки".
Если в семье всё прекрасно, но школьник вдруг начинает систематически болеть, замыкается в себе, прогуливает уроки, а о школе говорит крайне неохотно, то можно заподозрить буллинг в классе. К сожалению, в наше время это довольно частое явление.
И если девочки хоть как-то готовы делиться с родителями и просить о помощи, то мальчикам это сделать бывает намного сложнее, потому что “я ж мужик, я сам справлюсь”. Пожаловаться и попросить о помощи им часто кажется унизительным, и неосознанно ребёнок может “выбрать” болезнь или какой-то другой способ “бегства”.
Если у вас закралось хотя бы малейшее подозрение на буллинг - разговаривайте с ребёнком. Даже если он об этом не говорит, он крайне нуждается в вашей поддержке. Дайте ему понять и почувствовать, что вы на его стороне, что с вами он в безопасности и может открыться.
Далее имеет смысл поговорить с классным руководителем и со школьным психологом, чтобы вскрыть проблему, если таковая имеется.
К сожалению, эта тема часто замалчивается и табуируется. О ней важно и нужно говорить.
Задуматься о психологических причинах имеет смысл при регулярных систематически повторяющихся “простых” болезнях (частые простуды, ОРВИ и т.д.) либо при появлении более “сложных” хронических заболеваний (бронхиальная астма, диабет, частые аллергические реакции и даже внезапная травма, как бы странно это ни звучало, могут оказаться системными симптомами).
Как минимум, родителям имеет смысл обратить внимание на то, в какие моменты начинается или обостряется то или иное заболевание, что этому предшествовало, в каком эмоциональном состоянии были они и ребёнок, какова была общая атмосфера и отношения в семье.
Например, “каждый раз, когда мы с мужем ссоримся, ребёнок тут же заболевает ангиной или ОРВИ”. Показательно, не правда ли?
Также стоит обратить внимание на то, что (помимо лекарств) способствует выходу ребёнка из болезни.
Например, папа и мама в разводе. Ребёнок почти не видит папу, скучает и часто болеет. Но как только папа появляется на пороге с вкусняшками и подарками, у ребёнка вновь проскакивает здоровый румянец, приходят силы, появляется улыбка и он как будто бы забывает, что 15 минут назад "умирал".
Если удаётся отследить какую-то закономерность, то постарайтесь посмотреть на ситуацию с разных сторон и понять для себя: “что я могу сделать, чтобы как-то эту проблему решить и снизить нагрузку на ребёнка?”
Если удалось найти решение и исправить ситуацию своими силами - это прекрасно.
Если самостоятельно решить проблему не удалось - не стесняйтесь обратиться за помощью к семейному психологу.
Поскольку семья - это система, ребёнок лишь отражает общую ситуацию в семейной системе. Решающим фактором являются родители, их эмоциональное состояние, взаимоотношения между собой, отношения со своими родителями и общий климат в семье.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.