Детская психосоматика: Про что болеет ваш ребёнок?

Автор статьи: Юлия Орлова
Машенька была единственной дочкой у своих родителей. Единственной и самой любимой, пышущей здоровьем розовощекой красавицей. Иногда она видела, как её соседка-подружка нянчится с младшим братом и втайне немного ей завидовала. Просила родителей подарить ей братика или сестричку. И вот однажды родители приносят заветный свёрток, а там... 
Так в семье появился ещё один малыш...


Детская психосоматика Про что болеет ваш реб нок

Первые несколько дней Машенька не могла нарадоваться такому подарку и всячески участвовала в жизни младенца, ведь она у мамы помощница. И теперь она взрослая!

Но довольно скоро ей становится понятно, что мама ей больше не принадлежит, обычные устои и привычный распорядок дня нужно менять, потому что "маленькому надо спать", "маленькому надо есть", "маленькому надо сменить памперсы". И тот свёрток, которого она так ждала - это не игрушка и не подружка, а самый настоящий конкурент и виновник страданий. "Всё в угоду ему, а что мне?" Машенька чувствует себя заброшенной, одинокой и заболевает.



Едва заболев, девочка замечает, как жизнь заиграла новыми красками: мама снова её любит, балует, даёт всё самое вкусное и разрешает то, чего стало вдруг нельзя с появлением конкурента. Папа гоняет с ней в танки, когда занята мама. Машенька ещё маленькая и не понимает, что происходит. Однако, на бессознательном уровне её психика уже чётко усвоила: "когда я болею - меня любят!"

Так болезнь становится "привычкой", через которую ребёнок правомерно возвращает себе внимание и заботу родителей.

Есть множество кейсов, когда ребёнок является так называемым “носителем симптома” в своей семейной системе.

Например, родители в предразводном состоянии, ребёнок внезапно заболевает и тем самым “мирит” их на какое-то время, поскольку они вынужденно сплачиваются вокруг его болезни, дабы спасти своё чадо.

Другой пример: Таня - старшеклассница, которая часто болеет, почти не ходит в школу. Выходит буквально на 2-3 дня, и снова “ложится” с температурой. При более детальном знакомстве с ситуацией выясняем, что у Тани сильно тревожная гиперопекающая мать, которая уверена в том, что девочка без неё не выживет в этом суровом мире, её всегда надо оберегать. Так, мама “программирует” дочь на беспомощность, а та, в свою очередь, своими постоянными болезнями даёт маме возможность “легализовать” свою тревогу.

Плюс это становится выгодным и самой Тане: можно “официально" лежать на диване, уткнувшись в телефон и ничего не делать.

Третий вариант описан ранее: единственный ребёнок в семье вдруг перестаёт быть единственным и самым любимым. При появлении младшего брата или сестры ребёнок вдруг чувствует себя “заброшенным”, и начинает болеть, правомерно возвращая себе внимание и заботу родителей.

Некоторые симптомы ребёнка отражают взаимоотношения родителей между собой.

Например, есть мнение, что частые ангины, фарингиты, а также аденоиды у ребёнка младшего возраста могут свидетельствовать о сильных невысказанных обидах мамы на папу.

Если у мамы высокая сепарационная тревога на этапе выхода на работу и “сдачи” ребёнка в сад, ясли или няне, то малыш непременно будет отражать эту тревогу либо частыми болезнями, либо сложным “невыносимым” поведением.

Таким образом, он сделает всё, что в его силах, чтобы помочь маме не отдавать кроху в "чужие руки".

Если в семье всё прекрасно, но школьник вдруг начинает систематически болеть, замыкается в себе, прогуливает уроки, а о школе говорит крайне неохотно, то можно заподозрить буллинг в классе. К сожалению, в наше время это довольно частое явление.
 


И если девочки хоть как-то готовы делиться с родителями и просить о помощи, то мальчикам это сделать бывает намного сложнее, потому что “я ж мужик, я сам справлюсь”. Пожаловаться и попросить о помощи им часто кажется унизительным, и неосознанно ребёнок может “выбрать” болезнь или какой-то другой способ “бегства”.

Если у вас закралось хотя бы малейшее подозрение на буллинг - разговаривайте с ребёнком. Даже если он об этом не говорит, он крайне нуждается в вашей поддержке. Дайте ему понять и почувствовать, что вы на его стороне, что с вами он в безопасности и может открыться.

Далее имеет смысл поговорить с классным руководителем и со школьным психологом, чтобы вскрыть проблему, если таковая имеется.

К сожалению, эта тема часто замалчивается и табуируется.
О ней важно и нужно говорить.

Задуматься о психологических причинах имеет смысл при регулярных систематически повторяющихся “простых” болезнях (частые простуды, ОРВИ и т.д.) либо при появлении более “сложных” хронических заболеваний (бронхиальная астма, диабет, частые аллергические реакции и даже внезапная травма, как бы странно это ни звучало, могут оказаться системными симптомами).

Как минимум, родителям имеет смысл обратить внимание на то, в какие моменты начинается или обостряется то или иное заболевание, что этому предшествовало, в каком эмоциональном состоянии были они и ребёнок, какова была общая атмосфера и отношения в семье.

Например, “каждый раз, когда мы с мужем ссоримся, ребёнок тут же заболевает ангиной или ОРВИ”. Показательно, не правда ли?

Также стоит обратить внимание на то, что (помимо лекарств) способствует выходу ребёнка из болезни.

Например, папа и мама в разводе. Ребёнок почти не видит папу, скучает и часто болеет. Но как только папа появляется на пороге с вкусняшками и подарками, у ребёнка вновь проскакивает здоровый румянец, приходят силы, появляется улыбка и он как будто бы забывает, что 15 минут назад "умирал".

Если удаётся отследить какую-то закономерность, то постарайтесь посмотреть на ситуацию с разных сторон и понять для себя: “что я могу сделать, чтобы как-то эту проблему решить и снизить нагрузку на ребёнка?”

Если удалось найти решение и исправить ситуацию своими силами - это прекрасно.



Если самостоятельно решить проблему не удалось - не стесняйтесь обратиться за помощью к семейному психологу.

Поскольку семья - это система, ребёнок лишь отражает общую ситуацию в семейной системе. Решающим фактором являются родители, их эмоциональное состояние, взаимоотношения между собой, отношения со своими родителями и общий климат в семье.

Займитесь собой и будьте здоровы всей семьёй!

© Юлия Орлова - психолог, специалист по детско-родительским отношениям и работе с психосоматикой.
Картинки из открытых источников.

Запишитесь на бесплатную диагностическую скайп-консультацию!

 



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как мы так и НЕ познакомились с фразой "мой ребёнок часто болеет"
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Отношения: на что обратить внимание при "покупке" ))
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "У мамы депрессия" или что мешает быть счастливой в семье?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Детская агрессия или Ребёнок, как "подушка для маминых слёз".
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что делать, если "муж женат на своей маме"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь