|
Рекомендации по взаимодействию с пожилыми, имеющими приобретенное слабоумие. Как выстраивать Контакт?Автор статьи: Евгения Дмитриевна Васильева - Позднякова
В ходе выстраивания совместной жизни с пожилым родственником, имеющим синдром деменции, следует помнить, что одной из важнейших задач (наряду с вопросами безопасности и минимизации факторов риска самоповреждения у пожилого) для ухаживающих людей все-таки является и создание атмосферы доверия, обеспечение пожилого возможностью сохранить достойное качество жизни и способность к активности максимально долго, насколько это возможно. Часто перед родственниками встаёт закономерный вопрос, с чего же начать и как поддерживать коммуникацию с пожилым человеком в состоянии деменции. В каждодневном решении данного вопроса предлагаю вам обращаться к схеме ABCD.
✔️А– будьте Активны... Здесь подразумевается: 1) активность в наблюдении за состоянием пожилого родственника, за "фазами" его настроения, возможно, они зависимы от фазы луны (стоит завести дневник и записывать) 2) активное наблюдение за тем, как он сигнализирует о своих потребностях; 3) особое внимание к моментам, когда у пожилого возникают просвет в "сознании", и он нуждается в поддержке в преодолении тревоги от дезориентации, а также в помощи при сильном чувстве одиночества или поддержке в моменты "острой ностальгии". Именно в такие периоды важно поддержать Личность пожилого. Активность в наблюдениях поможет дать более системный взгляд на состояние пожилого родственника, снять излишние ожидания, а также позволит предугадать периоды, когда у вас будет возможность безопаснее всего обратиться к своей жизни и спокойно позаботиться о себе (например, когда не предвидится состояния паники или ажитации у пожилого). С активным наблюдением рекомендую подключать и Активное Слушание (в интернете про данную технику информации много).
✔️В - Вербализуйте (проговаривайте) чувства и поведение пожилого родственника. Важно озвучивать, описывать, называть те чувства, действия, элементы поведения, которые проявляются пожилым человеком. Данный компонент выступает главным условием установления контакта, становится «мостиком понимания», сигнализирующим пожилому человеку о том, что он находится во внимании окружающих людей и его состояние принимается близкими родственниками, а не отпугивает их. Вербализация чувств и переживаний способствует, с одной стороны, пониманию состояния пожилого человека его родственниками, с другой – возникновению ощущения значимости у пожилого. Вербализация поведения помогает понять некоторые «мотивы» тех или иных действий пожилого родственника, которые, на первый взгляд, могут казаться «бесцельными». Важно знать, что поведение человека зачастую сигнализирует о его потребностях и вербализация этого поведения помогает их распознать. Таким образом, данный компонент облегчит вашу задачу в УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ пожилого родственника – а это неотъемлемая часть ухода. Также регулярная «вербализация» будет выступать своеобразным тренингом для пожилого, поддерживающим его когнитивные функции (память, мышление, внимание и т.д.).
✔️С – действуйте Целесообразно. Важно не только понимать цель действий пожилого человека, но и поддерживать эту целесообразность. Создавайте ситуации, когда пожилому легко принять решение или выполнить то или иное действие успешно. Например, в случае, когда пожилой родственник желает совершить какое-либо действие, но «забыл» с чего начать - стоит подсказать, что делать, чтобы достичь желаемого результата (именно «подсказать», а НЕ делать всё действие за него). Помните, главная цель – ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ пожилого на максимально долгий, как это возможно, период времени.
✔️D - отражайте Действительность. Важно также отражать /вербализовать и то, что происходит во внешней среде. Иначе говоря – называть окружающие предметы, вещи, события, места, людей, явления природы и т.д. Отражение действительности помогает пожилому человеку НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, увидеть, что происходит вокруг, во внешней среде, не "убегать на облако прошлого". Все очень просто – отражайте то, что вы наблюдаете «здесь и сейчас»: 🔹Слышно , как дети кричат во дворе… 🔹Здесь очень прохладно/душно и тп… 🔹Слышно, как разговаривают на кухне… 🔹Дождь идет – так часто бывает осенью 🔹Мы живем с тобой на нижнем этаже дома… 🔹Слышишь, как красиво птицы поют… 🔹Бабушка, сейчас ты смотришь в окно… Что ты там видишь? Казалось бы, простые вопросы, но они очень способствуют налаживанию контакта пожилого человека с реальностью, атакже помогают сориентировать родственника на предстоящие действия: «Тесто поднялось – будем вместе печь пироги?! » и т.д.
👵👴 Стоит подчеркнуть важность регулярного отслеживания и своих собственных «реакций» на пожилого родственника, ведь именно они создают условия для установления «человеческих отношений». И здесь очень может помочь правило, которое, на мой взгляд, должно пронизывать все вышеизложенные пункты - это правило "свободы от конфронтации". Окружающие пожилого человека (родственники, друзья, соседи) часто не понимают его поведения, которое считывает я порой как "неприятное", "угрожающее" и вызывает импульс для конфронтации. Отношения усложняются трудностями в общении, которые проявляются в следующем: 🔺родственник часто меняет тему разговора, переключается с одной тематики на другую; 🔺неспособен воспроизводить некоторые имена, названия предметов (что сопровождается большими паузами в его речи, непонятными звуками, «бурчанием»); 🔺затрудняется начать беседу или дать внятный ответ, при этом желание поддерживать контакт у него может быть сильно (особенно на первых стадиях заболевания); 🔺часто повторяет одно и то же; 🔺может рассказывать то, чего не было (или достоверность повествуемых фактов родственникам неизвестна). Зачастую, такие проявления пожилого «раздражают» его окружение.
В подобном случае, воспринимая поведение пожилого человека (подчас кажущееся «неадекватным»), не стоит спорить, убеждать пожилого, что он «ошибается», «лжет», «плохо ведет себя», «говорит не правду» и т.п. Всегда помните, что главной задачей является СОХРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ с пожилым, а не «утверждение в собственной правоте».
Важно знать, что со временем, у пожилых с синдромом деменции нарушается работа всех концептуальных аппаратов (происходит разрушение системы понятий). В итоге, понятия, образы, ассоциации «перемешиваются». Возникают проблемы в коммуникации: трудности связанны как с забыванием слов, так и с неспособностью соотнести одно с другим (пожилому сложно понять, что до него хотят донести).
Важно принять эти особенности близкого пожилого человека, проявляя терпение к ним. 🌕☀️ Помните, главным ключом к контакту с пожилым родственником, имеющим синдром деменции, является «присоединение» и «отражение»: 🔹на физическом уровне (сохранение визуального контакта, «отзеркаливание» позы родственника, отражение его эмоций, жестов и т.д.) 🔹на вербальном, словесном, уровне (озвучивание проявляемого поведения, чувств, действий пожилого; перефразирование и повторение его слов и т.д.).
Вот ссылка на группу, где есть некоторые видео материалы с моего вебинара 6-летней давности https://m.vk.com/public67078261?from=quick_search
как показывает опыт, актуальность не утратили те принципы, что там разьясняются. Многие отмечают, что подобный подход полезен и в взаимодействии с пожилыми родственниками, которые не имеют подобного заболевания, но также нуждаются в поддержании собственной "личностной значимости" /в видео есть и про ошибки коммуникации, самоощущение пожилого и его картину мира, "векторы" поддержки на разных стадиях заболевания, принципы работы и др. Надеюсь, для кого-то будет полезна эта информация.
Ссылка на конкурсную программу, где также есть некоторые материалы https://psy.su/psyche/projects/1149/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|