Как и когда наказывать ребенка.

Как и когда наказывать ребенка
Наказывать детей безусловно нужно! В процессе взросления, дети «пробуют на зуб» все, что встречается у них на пути – сначала  это  игрушки, позднее родительский авторитет, а затем социальные нормы и правила. То есть, наказание – это  обратная связь для ребенка, которая дает ему возможность усвоить, какое поведение допустимо в том обществе, в котором он воспитывается, а какое нет, где заканчиваются его границы и начинаются границы другого человека.  Также,  не следует забывать, что плохое поведение малыша – это часто способ привлечь к себе внимание. И если так, спросите себя: достаточно ли Вы уделяете времени своему ребенку?
В каждой семье должны быть правила, регламентирующие и регулирующие семейные отношения. И задача родителей создать, прописать эти нормы и донести их до ведома детей. За несоблюдение правил ребенок должен нести наказание.  (Огромный плюс правил еще и в том, что негативные эмоции ребенка будут направленны на строгие правила, а не на справедливых родителей : ).  Наказания существуют не для того, чтобы ребенок пострадал за сделанное, а для того, чтобы он понял, что правила в семье действительно нужно соблюдать, что родителей надо слушать и слушаться, и что за нарушения правил нужно нести ответственность. Поэтому будьте последовательны в наказаниях, предупреждайте ребенка о том, какое наказание будет за нарушение правил, а также по возможности пресекайте неправильное поведение ребенка.
Наказывая, вы очень ясно должны представлять, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка.
Как правильно наказывать ребенка, чтобы не навредить его здоровому развитию? Важно помнить: правильный воспитательный подход опирается на родительскую любовь, заботу и авторитет, а не на раздражение, злобу, физическое и психологическое насилие.
Сначала поговорим о том, чего следует избегать.
1. Физического насилия. (Да, именно насилие, а не наказание. Ведь Вы не наказываете побоями коллег, партнеров и подчинённых. Знаете почему? Потому что боитесь, ведь взрослый в отличии от ребенка может постоять за себя и сделать больно Вам.) О том, что физические наказания крайне негативно влияют на психику, личность и развитие ребенка написаны сотни книг и проведены тысячи исследований. Также, этим Вы даете ему понять, что физическая сила при конфликтах допустима. Вы учите его тому, что тот, кто сильнее тот и прав (жизненный принцип всех социопатов).
2. Наказаний едой. Физиологические потребности организма находятся глубже, чем привязанность и любовь к родителям. Отказывая в еде и заставляя ребенка «зарабатывать» себе на еду, вы можете воспитать в нем отношение как у рабов к своим владельцам — он полностью в вашей власти и это вызывает лишь агрессию и ненависть по отношению к тем, кто такой властью пользуется.
3. Психологическое насилие:
-отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство;
— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
— высмеивание (троллинг) ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.), высказывание своих мыслей, идей или физиологические особенности (большие уши, неровные зубки и т.д.)
— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его   адрес;
-терроризирование –  угроза причинить ребенку физический вред, убить, поместить в какое-нибудь опасное место, отдать в приют;
— угроза совершения насилия над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)
— крики, замахивания.
— шантаж.
4. Ограничение свободы — необоснованное запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками.
Дети далеко не ангелы и порой сложно удержаться от того, чтобы сделать что-то из выше перечисленного, поэтому держите этот список под рукой и старайтесь иногда его перечитывать. Ведь Вы не хотите лет через двадцать испытать все это на себе?
Если ребенок разлил воду на пол, пытаясь полить цветы — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки, из которой малыш сможет поливать растения. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то за этим должно последовать наказание. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Главный принцип заключается в том, чтобы наказывать проступок, а не самого ребенка! Только при соблюдении этого принципа не пострадает ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесет реальную пользу.
Воспитывая ребенка, используйте следующие наказания:
1. Стул для тайм-аута. Это наиболее эффективное наказание для ребенка от 2 до 5 лет. Назначьте один из стульев в вашем доме стулом для тайм-аута или стулом «посиди-успокойся». Время наказания от 3 до 30 минут, в зависимости от тяжести проступка. При этом на самом стуле он может делать что хочет — главное, чтобы он не вставал с него. Этот метод требует научения, то есть сначала ребенок будет сопротивляться, постоянно сбегать со стула и, возможно, вам придется применять физическую силу для того, чтобы усадить его обратно. Но, поверьте, если вы проявите твердость, постепенно ребенок примет это как неизбежность и будет на нем сидеть и думать о том, что он был не прав. Пять-десять минуты — это достаточно долго для ребенка, чтобы успеть обо всем подумать. (Или традиционно можно поставить малыша в угол)
2. Лишение привилегий. То, что ребенок очень любит делать — смотреть мультики, играть в определенные игры, чтение на ночь. В каждой семье свои привилегии, и у ребенка есть, что терять.
3. Лишение объекта нарушения правил. Ребенок рвет книжки — заберите у него книжки. Лучше всего, если они будут стоять так, чтобы он их видел, но не мог сам взять. Он не хочет убирать игрушки? Уберите их сами и поставьте вне зоны его досягаемости. Дайте ему время подумать, понять, попросить прощения и пообещать, что он больше так не будет.
4. Игнорирование. Игнорирование ребенка должно быть адекватным возрасту. Для двухлетнего ребенка вы можете отказаться с ним вместе играть и заниматься только своими делами и при этом постоянно объяснять ему, почему вы не играете с ним. Для трех-четырех летнего — вы можете не разговаривать с ним, но каждый раз, когда он к вам обращается, говорите, что не разговариваете с ним по таким-то причинам и что он должен сделать, чтобы вы снова стали с ним разговаривать. Если ребенку пять лет или больше, можно один раз сказать, что это наказание и Вы ждете извинений. В любом случае, будьте аккуратны и чутки к своему ребенку, для детей это наказание действительно очень тяжело.
5. Наказание в-шутку. Такое наказание применимо за совсем несущественные провинности. Например, если сын время от времени забегает в квартиру в грязной обуви, заставьте его 10 раз присесть или отжаться от пола, повторяя фразу «Чистота-залог здоровья!». Так, в шутливой форме можно приучить ребенка к порядку.
Вместо наказания:
1. Пробуйте помочь. Часто дети в силу естественных физиологических процессов сами не знают, что с ними происходит. Всплески и резкие перемены эмоций могут приниматься родителями за «плохое» поведение. И тут важно не наказывать, а прояснить, что сейчас происходит с вашим малышом – он напуган, расстроен, злится, или плохо себя чувствует?
2. Выражайте свои эмоции словами. Давайте понять ребенку, какие его действия, слова Вас пугают, расстраивают, злят.
3. Говорите ребенку о своих ожиданиях. Какого поведения Вы ждете от своего малыша.
4. Предлагайте варианты: как ребенку самому (или с Вашей помощью) исправить те или иные последствия детских шалостей.
Наказывая ребенка, необходимо следовать следующим правилам:
1. Наказание не должно причинять вреда — физического или психологического.
2. Не наказывайте «для профилактики». Наказание может следовать только за реальный поступок.
3. Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде.
4. Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил — наказали — простили.
5. Не наказывайте своего ребенка публично!
6. Наказание должно быть последовательным. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, для ребенка это означает непредсказуемость наказания, и, как следствие, постоянное состояние тревоги и стресса. По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан. Не запугивайте, не угрожайте, а именно предупреждайте!
Старайтесь быть последовательны в отношениях с ребенком, и тогда с каждым днем вам придется наказывать ребенка все реже. Вы устанавливаете и меняете правила в семье, ребенок должен их понять и принять, и этот процесс продолжается до тех пор, пока вы его воспитываете. Как бы трудно не было, Вы должны выдерживать любые детские эмоции и сдерживать свои аффекты. Если чувствуете, что не справляетесь – обратитесь к психологу!
П.С. Единственная ситуация, когда, по моему мнению, допустимо физическое наказание в виде шлепков (исключительно по попе) или громкого и продолжительного родительского ора, это когда поведение, действия ребенка могут нанести вред жизни и здоровью его, или окружающих его людей. Речь идет в первую очередь об соблюдения правил безопасности на дороге, воде, безопасном обращении с газом, огнем, лекарственными препаратами и т.д.



Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • физическое наказание ребенка
  • Наказание ребенка. Почему не работает?
  • Наказание ребенка
  • Поощрение и наказание в воспитании ребенка
  • Пять правил наказания ребенка.
  • УГОЛовное наказание "внутреннего ребенка"
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Размышление …. если наказывать ребенка, то как?
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • Хвалить нельзя наказывать. Часть первая: Наказание.
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Про границы, договоренности и наказания в деле воспитания ребенка
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Наказание. Насколько оно может быть обоснованным?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь