Наказание ребенка. Почему не работает?

Наказание – это способ прервать контакт между родителем и ребенком. Прерывание контакта идет как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Родители могут изолировать ребенка в другой комнате, могут поставить его в угол, могут заставить сидеть неподвижно на стуле (более того подобные наказания даже рекомендуется практиковать в некоторых книжках по воспитанию детей) – это способы физического прерывания контакта. Родители перестают разговаривать с ребенком, выглядят отстраненно, не встречаются с ребенком взглядом, могут не отвечать на детские вопросы – это эмоциональный разрыв. Шлепанье по попе, крик, подзатыльник, все, что делается в эмоциональном порыве это тоже способ оттолкнуть от себя того, кто вызывает такие сильные переживания, в данном случае это ребенок.

Наказание – это мощный способ регулировки поведения ребенка. Отсутствие контакта с родителями сильно пугает ребенка, это прямая угроза для его жизни, поэтому ребенок, чтобы выжить будет стараться предпринимать максимальные усилия для избегания подобной перспективы. Наказание  можно сравнить с использованием ядерной бомбы для мирного населения.  Действует эффективно, быстро и продолжительно.

Но…наказание может не работать, т.е. не вести к ожидаемым результатам. В каких случаях это происходит? Когда контакт родителей и ребенка сильно нарушен. Он нарушен уже в обычном взаимодействии и тогда разрыв контакта в результате наказания уже не действует ошеломляюще и отрезвляюще. Для ребенка это просто один из эпизодов, когда контакта нет.

Что такое отсутствие контакта? Есть ребенок, например, очень маленький. Он плачет, и родители могут предлагать ему способы утешения – еду, тепло своего тела, отдых, смену подгузника и т.д.  И угадывать путем проб и ошибок, про что сейчас плачет их ребенок  и давать то, что ему нужно. Это позволяет родителям быть в контакте с ребенком, понимать его потребности и удовлетворять их.

Но родители могут и не угадывать («Да что тебе еще надо?»), про что сейчас плачет их ребенок. Если это происходит постоянно, то контакт между родителями и ребенок не устанавливается и ребенок получает ярлык «трудный».  Если потребности ребенка не угадываются с завидным постоянством, тревожность ребенка возрастает, и он опять начинает плакать, тем самым подтверждая название «трудный»  и не имея ни малейших шансов для поддержки себя в своей тревожности. Ребенок растет, овладевает разговорной речью и навыками самообслуживания, но вместе с ним растет  тревожность и отсутствие контакта. Родители, не научившиеся считывать детские потребности в младенчестве, не способны определять потребности и подросших деток. Не угадывание потребностей ребенка – это определенный стиль детско-родительских взаимоотношений, который складывается под влиянием психо-эмоциональных особенностей родителя. Он сложен как для одной, так и для другой стороны. Дети сильно тревожатся, и ведут себя безобразно. И родители тоже, в свою очередь,  тревожатся и пытаются регулировать поведение своих детей… наказанием, т.е. разрывом контакта, которого и так нет. И, с горечью, констатируют, что наказание не работает. И… усиливают наказание.

Невозможно наказать отсутствием или ограничением того, чего в принципе не существует.  Если дети не воспринимают наказание как ошеломительное событие в их жизни, если это обычное действо для их детского существования, если наказание это не нонсенс, а  ежедневная практика, если единственное, что  пугает детей  это физическая боль от наказания, значит, что-то оказалось сломанным гораздо раньше, чем родители стали применять наказание.  Даже раньше, чем этот ребенок появился на свет. Даже раньше, чем они решили стать родителями. Это сломалось еще в родительском детстве. Сломалось сострадание и чувствование себя, уважение к своим особенностям, утратилась нежность к беспомощности, исчезли силы на любовь.

Наши дети ничего не могут сделать с тем, какие родители им достались. Но мы родители можем выбирать! Мы можем выбрать, какими родителями мы будем для своих детей – «сломанными» или цельными.

Выбор за вами!

 



Просмотров: 585
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Преступление и наказание [детей]. Всегда ли родители справедливы?
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Заметки нейропсихолога. Что могут гаджеты, чего не могут родители?
  • Наказание ребенка
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • физическое наказание ребенка
  • Поощрение и наказание в воспитании ребенка
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии
  • Развивающая среда и игрушки. Что могут сделать родители?
  • УГОЛовное наказание "внутреннего ребенка"
  • Значимость телесного и эмоционального контакта с родителями для детей
  • Родители - боги, которые могут убить нас? Просто мысли...
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Наказание детей, как месть родителей за своё детство
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Могут ли родители обнажаться при ребенке?
  • Детская ложь: что могут родители?
  • о том, как родители могут помочь детям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь