Ко мне приходят на занятие дети, у которых не развит кистевой и пальцевый праксис. Детям сложно показать «козу», «класс», «зайчика», «колечко» и т.д. В своих постах я часто пишу про важность развития мелкой и крупной моторики. Нам важно развивать праксис для умения взаимодействовать с предметами прежде всего. Сначала это будут крупные предметы и соответственно моторика ребенка поначалу грубая, движения размашистые, неловкие. А затем ребенку нужно учиться держать ложку, стакан и не расплескать воду в нём, что требует уже более точных движений, далее ребенок учится держать карандаш – ещё более точные и разнообразные движения и, наконец, ручку, чтобы ею писать. И все бы хорошо, но родители обращают внимание на праксис своего ребенка только ко второму классу! Почему? Потому что во втором классе начинают ставить оценки. И часто так происходит – родители спохватываются о развитии ребенка только тогда, когда дневник в первой четверти второго класса краснеет от двоек. И, да, за почерк и грязь в тетрадях тоже снижают оценки. А самое то главное – ребенок по большей части не виноват. Не будем показывать пальцем кто виноват, лучше скажем что делать.
Хочу дать рекомендации, как самим дома развивать пальцевый и кистевой праксис у ребенка в возрасте от 3 лет: 1. Кидать и ловить мяч, мешочек с крупой – разных размеров, разных фактур. 2. Ребенку нужны разные по фактуре, весу и форме материалы. Такое разнообразие дает нам природа – гладкие и шершавые, легкие и тяжёлые, округлые, прямые и корявые камушки, шишки, ветки, листья, ракушки. Поэтому на прогулках обращайте внимание детей и дайте взаимодействовать им с природными материалами. 3. Научите ребенка навыкам самообслуживания – одеваться и раздеваться самому. Если ребенку трудно справляться с молниями и пуговицами поначалу, тренируйтесь дома на своей и другой одежде, с пуговицами разных размеров… 4. В продолжение предыдущего пункта. Учите детей заправлять свою постель, мыть, чистить свою обувь, складывать аккуратно свою одежду. Увы, в шесть лет не все дети умеют это делать. 5. Учить детей завязывать веревочки узелками, бантиком. 6. Учите ребенка продевать шнурки через отверстия. Для этого продают множество пособий-шнуровок. Как только малыш научился справляться с этой задачей – учите завязывать шнурки на обуви. 7. Ну и классика жанра - пальчиковые игры. Идет коза рогатая…. зайка серенький сидит и ушами шевелит…, ладушки, ладушки, где были? – у бабушки, и т.д. Если не помните этих потешек – интернет в помощь. 8. Ну и самое главное – учите ребенка помогать вам. Даже при всей вашей занятости и усталости, давайте возможность помогать вам вашим чадам. Моете полы – пусть ребенок наденет тряпку на шабру, научится ее отжимать, дайте ему помыть хоть четверть комнаты. Моете посуду – пусть научится её вытирать, помоет один стакан, одну ложку. Несете с магазина сумки - дайте ребенку понести хотя бы хлеб или печенье. Во многое, чтобы вы ни делали по дому и хозяйству, хоть каким-то образом привлекайте детей. Так ребенок научится быть самостоятельным и вам будет легче справляться с домашними хлопотами. Обязательно хвалите за труд, так вы формируете положительную мотивацию ребенка к труду и усилиям. Для ребенка 5-6 лет можно добавить и самостоятельную оценку своего труда: все ли цветы я полил? Все ли я сделал? А полку я достаточно хорошо протер?
Вот откуда берется хороший почерк у детей, хорошие способности к планированию и контролю своей деятельности, к хорошему пространственному восприятию, как не из продуктивного взаимодействия с окружающим миром. Откуда начинается мир? Мир начинается с семьи, с дома.
Не дожидайтесь школы, чтобы заниматься развитием ребенка, а тем более второго класса. Очень много младших школьников приходят с регуляторными проблемами, что выражается в пропусках букв, слогов. Регуляторные проблемы распространяются и на решении задач, когда ребенок упускает пункты в условиях задач, неправильно выбирает решение, нет навыка самопроверки.
Если ребенок не научится планировать и контролировать свою деятельность в быту, не освоит регулирующие деятельность алгоритмы, то и в остальном ребенку будет нелегко, особенно в учёбе. Обучение в первом классе данным алгоритмам и умению самостоятельно одеваться – раздеваться заберет много энергии у ребенка, вместо того, чтобы тратить её на освоение новых знаний. А что говорить о том, чтобы самостоятельно делать уроки, если ребенок привык, что вы всё за него делаете? На обучение ребенка самостоятельности в учебе у вас может уйти ОООООЧЕНЬ МНОГО времени, а может так, что без вашего контроля ребенок не закончит и университета. Поэтому ваша задача – облегчить ребенку и себе жизнь, соблюдая нехитрые рекомендации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.