Хочу знать каждую деталь!

В массовой культуре сложился образ психотерапии, напоминающий эту самую психотерапию по отдельным признакам, но в общем и целом довольно-таки далекий от реальности. Удивительного мало, учитывая, что в кино обычный полицейский может спасать золотовалютный резерв США, а такой же обычный американский лингвист, только что читавший в университете лекцию о португальском языке, через полчаса смотрит новости на русском, а потом так и вовсе переводит практически прочитанный по губам диалог двух китайских генералов.


Одним из атрибутов киношно-литературной психотерапии является прямо-таки безусловная необходимость рассказывать обо всем и безо всякой утайки. Так ли это? С одной стороны, чтоб проработать какую-либо проблему, придется рано или поздно о ней поговорить. А с другой...


А с другой стороны, задача современного психотерапевта состоит, в том числе, в возвращении человеку ощущения здорового контроля над собственной жизнью (это называется прекрасным, но весьма затасканным нынче выражением локус контроля). Происходит это, например, через выстраивание живых отношений клиент-терапевт, и правила здесь вырабатываются в первую очередь для того, чтобы создать безопасную (для обоих) обстановку. Когда же речь не идет о безопасности (как физической, так и психологической), регуляция в идеале происходит гибким образом с активным участием обоих. И в данном случае излишние нормы и предписания ("на терапии нельзя врать", "нельзя опаздывать", "надо обо всем рассказывать") позволят клиенту сложить с себя часть ответственности за происходящее во время сессии.


Не хочешь обсуждать, например, проблемы в сексуальной жизни? Твое право. Естественно, избегаемая проблема рискует остаться нерешенной, но это последствия самостоятельного выбора. И задача терапевта именно в том, чтобы клиент принял свою ответственность за сделанный выбор, каким бы он ни был. Как? Для этого терапевт делает по сути 2 вещи: 1 - указывает клиенту на то, что тот избегает какой-то темы (и поверьте, для клиента это далеко не всегда очевидно) и 2 - демонстрирует свою готовность с этим работать и в принципе возможность обсуждать эту тему в рамках терапии. Повторяться это может далеко не один раз, и тогда может наступить момент, когда клиент решится все-таки вынести свой насущный вопрос на обсуждение. И сделает это тогда, когда посчитает нужным и так, как посчитает нужным, взвешивая "за" и "против" (стыдно признаться, что секса не было уже 3 года, но может терапия мне поможет; боюсь испортить впечатление о себе, но мне нужно с кем-то этим поделиться и т.д.), а не просто выпалив с перепугу все, потому что "надо, я же пришел к психотерапевту", а потом погрузиться в стыд, постараться все скорее забыть и в конце вообще на веки вечные слинять с терапии.


Осознанное решение затронуть волнующую, но тяжелую тему может позволить человеку получить опыт активного участия в процессе построения взаимодействия с другим. Я, к примеру, несколько раз видел, как люди просят никак не комментировать то, что они сейчас скажут. Можно прибегнуть и к более экзотическим средствам, скажем, попросить терапевта отвернуться, пока буду рассказывать. Почему нет? Могу хоть накрыть себя с головой пледом и повествовать из моего "кокона", если это меня поддерживает. И решение начать обсуждать свою проблему так, как мне этого хочется и тогда, когда я к этому готов, может стать очередным (или даже первым) шагом к возвращению этого самого пресловутого локуса контроля.


Можно, конечно, преодолевая себя, рассказывать терапевту про все свои прегрешения (включая кражу сникерса в шестом классе и регулярную мастурбацию) и надеяться, что воздастся за честность и искренность. Но мы же не на исповеди, правда? Терапевт грехи не отпустит. А вот помочь научиться активней управлять своей жизнью он в состоянии (по крайней мере, должен быть). И какой тогда смысл решать за клиента, что ему рассказывать, а что нет?



Просмотров: 288
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • А может все-таки "сама виновата"? Обвиняем жертв изнасилований из соображений заботы
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Мы умираем лишь тогда, когда перестаём жить"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Все мы родом из детства, 1 " Не живи полной жизнью и тогда близким будет легче".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • Почему мотивация "Будь сильным!" может не работать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь