В своей работе неоднократно слышу от некоторых родителей, о том что их дети попадают в зависимость от компьютерных игр и "их от компьютера ничем не оттащишь". Проблема в 21 веке необычайно распространенная, однако не так страшен черт, как его малюют. Чаще всего жалобы поступают от более старшего поколения, которое выросло на играх абсолютно другого плана. Игры "того времени" были так сказать, "офф-лайн". Сейчас ситуация изменилась, многие реалии нашей с вами жизни перешли в виртуальное пространство, это надо было уже очень давно признать и принять. А далее, остается только психологически перестроиться.
В педагогике есть такая методика обучения, которая называется "Программированное обучение". Под программированным обучением понимают систему теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знания и навыков, различными категориями учащихся. Проще говоря, если вы когда нибудь в какой-то компьютерной игре или же программе, проходили виртуальное обучение, когда поэтапно выполняя те или иные задания вы каждый раз переходите на уровень труднее - это и есть программированное обучение. При этом, чаще всего, в программированном обучении каждая ваша ошибка сопровождается пояснениями, возвратами к нужному пункту обучающего ролика или странице с теоретическим материалом (программированное обучение не обязательно подразумевает обязательное использование компьютера).
Так вот, к компьютерным играм, возможно, следует относиться соответствующие, как к своего рода, обучению вашего ребенка тем или иным жизненным навыкам. Для вас не должно быть секретом, что жизненные навыки на раннем этапе развития человек получает через игру. Другое дело, что родители зачастую мало общаются со своим чадом, считая что он занимается "какой-то фигней и лучше бы книжки читал"...или "а в наше время не было всего этого, мы читали и играли во дворе". Дорогие современные папы и мамы, в том то и дело что это было в ВАШЕ время. А сейчас настало ИХ время. Каждая компьютерная игра, это симулятор той или иной жизненной ситуации, каждый жанр компьютерной игры обусловлен строго определенной спецификой, в рамках которой есть определенные цели и задачи.
Скажем, если ваш ребенок любит играть в стратегии, он это любит, у него это хорошо получается, вероятно, это говорит о том что у человека ярко выражена склонность к административно-управленческой деятельности и отработан навык грамотного распределения ресурсов. Кроме того, в стратегии необходимо развиваться как можно быстрее и эффективнее, постоянно увеличивая производительность подконтрольного образования, так что это говорит еще и о неплохой скорости мышления, с умением быстро ориентироваться в меняющихся условиях.
Если вашему чаду по душе "стрелялки", которые так не любят многие родители, за присутствие жестокости, возможно следует призадуматься о том, что именно привлекает вашего ребенка в данных играх. Если он подсел на безобидный Counter-Strike то ни о какой жестокости тут не может быть и речи. Тем более если он играет по сети со своими друзьями. Здесь идет отработка навыков кооперативной игры, умения взаимодействовать в команде, опять таки реакция + умение быстро принимать решения. Сейчас возможностей направить все это в реальный мир - масса. Взять тот же пейнтбол. А если "шутер" наполнен жестокостью, с отрыванием голов и сползающими кишками с экрана монитора, здесь уже можно говорить о накопившейся аутоагрессии и т. д. И вопрос тогда к вам, как к родителям, что же такого происходит в вашей семье и его окружении, что ребенка есть потребность выплескивать такие эмоции через компьютерные игры (и радуйтесь, если это только через игры). Может быть, стоит разобраться в ситуации и в таком случае, с учетом его темперамента следует его увлечь единоборствами или другими видами спорта где можно реализовать "марсианский" потенциал?
Гонки. Здесь конечно не обойтись без адреналина, желания и стремления к достижению совершенства в чем либо (поверьте, проходить одну и ту же трассу по 10-15 раз, надо обладать безумной педантичностью и усидчивостью). Банальную любовь к машинам никто не отменял, особенно если ваш ребенок мальчик. Подумайте над тем, как можно актуализировать эти качества в реальном мире. Может быть, вместо того чтобы покупать ребенку очередной никому не нужный гаджет, стоит купить радиоуправляемую модель на бензиновом двигателе, да отвести его в клуб радиолюбителей?
Если ваш ребенок любит квесты (игрушки на логику), то здесь явно выраженная способность к анализу и синтезу. Как правило такие люди бывают неплохими узко-специальными работниками.
Есть еще один немаловажный момент. Главное отличие компьютерной игры от реальности в том, что в игре, человек полностью управляет теми процессами которые в ней происходят. Ты можешь в любой момент "сохраниться" начать сначала, время затраченное на достижение того или иного процесса уплотняется, успехи достигаются быстрее. В реальной жизни этого нет. Если зависимость проявлена вплоть до истерик, возможно, у вашего ребенка существует некая установка на неудачи, комплекс отличника. Стоит разобраться откуда оно взялось, привил ли это кто-то?
Подводя итог, я хотел бы сказать о том, что во что бы не играл ваш ребенок, вы должны, вы просто обязаны, не забывать что он ВАШ. Общайтесь с ним, интересуйтесь тем, что его привлекает в той или иной игре и постарайтесь находить те области реальной жизни где можно развить его склонности и задатки. А если ему не нравится то что вы предлагаете, не забывайте уточнять - почему? Это даст дополнительные ключи к пониманию психодинамики вашего ребенка. Далее, ищите, с учетом всего от него услышанного и выполненными корректировками, что-то новое. Попробуйте начать с простого, особенно, если ваш ребенок младший школьник, потому что в этот период им интересно то, что у них начинает хорошо получаться, поддерживайте его.
Можно бесконечно долго играть в гонки на компьютере, но лишь один раз встав на сноуборд или лыжи, скатившись со склона с ветром в ушах или же на горном велосипеде промчавшись по неизведанным тропинкам кросс-кантрийной трассы ваш ребенок никогда не променяет ощущения реальной жизни на виртуальные. Возможно, он станет на порядок счастливее и получит гораздо больше положительных эмоций и впечатлений, ему будет чем поделиться с друзьями и вами. А ни это ли для вас важно?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.