|
Наказание или предотвращение.Автор статьи: Ирина Гурова
"Я ему говорила сто раз". Ребенку говорили сто раз, и родитель не может объяснить его непослушание ничем, кроме как желанием сделать назло. И чувствует злость и желание проявить ответную агрессию. Но то же самое бывает и у взрослых. Когда сто раз приходят на учебу, потом на работу не выспавшимися, полдня болит голова, и кажется - нужно же ложиться спать вовремя, что в этом сложного? Что непонятного? "Буду ложиться пораньше" - это говорит себе человек сто раз, но вечером все меняется. Спать уже не так хочется, зато хочется убраться дома, доесть ужин, досмотреть сериал, посидеть в интернете. Он ложится поздно, и наутро опять "наказан" плохим состоянием. Но это наказание раз за разом не дает результата. В разной мере это случалось у всех. Кто-то может быстро взять себя в руки и нормализовать режим сна самостоятельно. Для кого-то это - непосильная задача. И это не потому, что он "не очень хочет", "недостаточно мотивирован" или "делает назло, когда знает как надо". А потому, что, кроме желания сделать как надо, есть и другая мотивация - получить удовольствие сиюминутно. И чем больше общий стресс, хуже эмоциональное состояние в целом, тем сильнее желание получить сиюминутное удовольствие и тем сложнее ему сопротивляться, не смотря на все доводы разума. Что будет, если, проводя параллель с наказанием детей, усилить наказание невысыпающемуся челвоеку? При том, что длительное нарушение сна уже один из основных симптомов депрессии. Что будет, если на работе его будут сильнее ругать за опоздания, "раскачиваться" он начнет не к обеду, а к вечеру, будет получать меньшую зарплату - будет ли у него больше мотивации ложиться раньше? Может быть, и да. Он может увидеть, как плачевны его дела, испугаться и срочно начать приводить жизнь в порядок. Но гораздо вероятнее, что нет. В низкоэнергетичном состоянии, нет сил на такие изменения, и мотивация скорее будет влиять на побуждение получить хоть какую-то радость вечером и ночью от блуждания в интернете и поедания вредных, но вкусных продуктов. "Если бы я только мог взять себя в руки, мог собраться и лечь раньше" - так видится решение проблемы. Но нужно брать себя в руки понемногу, выравнивать сон постепенными шагами, а не по принципу "Все или ничего". "Все" не получится, но даже полчаса дополнительного сна могли бы положить начало череде положительных изменений. Так и ребенку сложно взять себя в руки, и задача, которая кажется элементарной родителю, ребенку может казаться непосильной. Даже не само ее выполнение, а тот момент, где нужно приложить волевое усилие и отказаться от удовольствия на пользу дела. Ведь, в аналогии со сном, сам сон не представляет никакой сложности, сложно оторваться от компьютера, собраться и лечь в кровать. Но за ребенка часть этого волевого усилия может брать на себя взрослый. Побудить его к выполнению какого-то дела. Только нет смысла долго объяснять, чтобы ребенок захотел сам. Не нужно его желание, оно и не появится до того, как начнет формироваться привычка. Достаточно его согласия. Это ошибка некоторых родителей - они ждут, что ребенок сам захочет делать полезное дело. Родитель хочет "Все", но это невозможно. И получается "ничего": родитель обижается и махает рукой, возможно - наказывает. Но все это не ведет к формированию привычки, только к росту противостояния. Потому для начала достаточно согласия ребенка или подростка делать что-то, пусть через "Не хочу", пусть с капризами, это все не стоит того, чтобы акцентировать на этом внимание. Внимание должно быть направлено на цель, если она точно посильна для ребенка, и роль родителя - направлять и поддерживать, постепенно - поддерживать все меньше. Говорить сто раз после проступка - это как сто раз вставать через силу. Если это не помогло, уже и не поможет. Лучше сто раз сказать себе вечером, а ребенку - перед той ситуацией, в которой нужно привить желательное поведение. Если нужно - задолго перед ситуацией. Такое планирование и предвидение трудностей, это тоже определенная работа, и требует отдельных навыков. Ребенок не думает "Вот я не помою посуду, мама будет недовольна, но мне все равно придется ее мыть, потому лучше сделать это сейчас", он думает что-то вроде "игра-игра-игра". Такое прогностичное мышление - то, что более доступно взрослому, и следует пользоваться им до тех пор, пока ребенок не сможет этого делать сам, а чем сложнее действие, тем сложнее будет планирование. Это лучше, чем позже наказывать за непослушание. Ведь это не столько протест, сколько обычная невнимательность, а внимание у детей намного ниже, чем у взрослых. А усиливающийся от наказания стресс только снизит способность к произвольному вниманию, ставя на первый план потребность снять стресс как можно быстрее, через игры или что-то еще. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|