Метод сетевого планирования при разработке коррекционных программ

Метод сетевого планирования при разработке коррекционных программ

Статья опубликована в ж. «Успехи современной науки», № 7, 2016

Обращенность к личности ребенка в системе образования потребовала разработки профессиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующейся личности. Актуализирована потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на задачи, связанные  не только с обучением и воспитанием, но и обращенные к проблемам развития  детей.

Знакомство с методами психологического воздействия и овладение приемами организации и оказания психологической помощи является важной задачей в плане подготовке практических психологов. Осваиваемые в ходе обучения специалистов компетенции, необходимые для подготовки полноценных практических психологов, являются важной составляющей их психологической грамотности. Среди важнейших задач подготовки профессиональных психологов и педагогов-психологов звучат следующие:

  • формировать представления о системном характере психолого педагогической помощи детям и подросткам с проблемами;
  • формировать навыки самостоятельного научного и творческого поиска при решении проблем психолого-педагогической коррекции;
  • формировать у студентов умение самостоятельно разрабатывать программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции и программ групповой работы

Опыт преподавания в ВУЗе, на курсах повышения квалификации и многочисленные контакты с практикующими психологами достоверно показывает сложности составления коррекционных программ. Субъекты образовательного процесса: родители и педагоги чаще всего сетуют именно на то, что психологи, успешно реализующие диагностические функции, не успешны в коррекционных задачах. Таким образом, вышеперечисленные требования к подготовке специалистов, решаются не в полной мере, результаты оставляют желать лучшего. Существуют проблемы и у выпускников психологических факультетов, и у работающих психологов в решении названных задач, возьмем смелость обобщить их в следующую формулировку: самостоятельно разрабатывать системные, творческие и обоснованные программы практической психологической помощи. В дисциплинах вузовской подготовки студенты получают очень хорошую подготовку в рамках диагностической деятельности, знакомятся с методами, техниками коррекции различных сторон ребенка, тем не менее, составление целостной коррекционно-развивающей либо профилактической программы вызывает закономерные трудности.

Специалисты идут двумя путями: первый заключается в подборе готовой программы из специализированных источников. Подход обоснованный при типовой модели коррекции. Он успешно осуществляется при групповых формах коррекционной работы: при проведении тренингов, коррекционно-развивающих программ, основанных на играх, для дошкольников. При этом, каждый специалист, перерабатывает программу, исходя из особенностей группы, из своих возможностей, учитывая и другие условия реальности. При индивидуальной модели требуется более глубокая переработка программы и точное понимание методологии ее построения.

Второй путь свойственен молодым специалистам – это подбор различных методов и средств, которые соответствуют тем или иным этапам коррекционной программы.

Например, запрос – агрессивное поведение подростка. Специалист подбирает средства для начального этапа коррекции (знакомство, осознание проблемы), затем предлагаемые в литературе средства, применяемые другими специалистами при коррекции агрессии.

Поверхностность подобного подхода, можно надеяться, нивелируется коммуникативными компетенциями психолога, работающего с подростком, и приближение к необходимому результату при реализации подобных программ прогнозируемо. При этом, несомненно, студентам и молодым специалистам необходимо владеть понятным способом разработки  программ психологической помощи для конкретных проблем и ситуаций.

Первый этап разработки коррекционной программы известен – это правильное формулирование цели коррекции. Формулировка должна рассматривать не то, от чего следует избавиться, а описывать желаемый результат. При рассматриваемой проблеме – агрессивность у подростка, целями коррекционного воздействия могут являться: «формирование ассертивного поведения», либо «формирование управления своим эмоциональным состоянием в ситуации конфликта», либо «освоение способов разрешения конфликтных ситуаций»  (конкретность формулировки зависит от результатов диагностики).

Второй этап опирается на положения логико-психологического анализа отечественных исследователей и представляет собой теоретическую реконструкцию действий, которые адекватны выработанным в культуре способам и должны быть совершены при решении определенной задачи.  Итак, в выбранном нами примере – что представляет собой ассертивное поведение, какими качествами обладает уравновешенный человек, какими способностями, какими действиями?

Специалист реконструирует ряд  внутренних действий, характеристик, которые в целом и составляют ассертивное поведение. Например: понимание эмоционального состояния своего и эмоционального состояния других, управление своими эмоциями, освоение коммуникативных способов разрешения конфликтных ситуаций, снятие эмоционального напряжения.

От результатов диагностики  в конкретный перечень могут быть включены и другие составные элементы.

Эта работа требует изучения теории вопроса, ведет к глубокому пониманию сути проблемы. Осознание своих действий, задач планируемой работы как развитие необходимых внутренних действий ведет к системному подходу в деятельности психолога. При этом обнаруженные действия становятся задачами конкретной коррекционной программы.

Следующий этап – составление плана. Предлагаемый способ можно встретить в сетевом планировании на предприятии в менеджменте, вне образовательных систем, при разработке новых проектов.

Итак, выписываем наши задачи (необходимые действия) на вертикальной оси. По горизонтали – время, планируемое для реализации программы. Далее распределяем – сколько времени занимает решение каждой задачи, и в каком порядке они должны решаться, т.к. некоторые задачи могут реализовываться параллельно (снятие напряжение и осознание эмоционального состояния), а некоторые  - строго последовательно (осознание эмоционального состояния – управление своим состоянием).

У нас получается следующий график

 

Осознание своих эмоций

 

 

 

 

 

 

Развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника

 

 

 

 

 

 

Освоение техник управления эмоциями

 

 

 

 

 

 

Снятие напряжения

 

 

 

 

 

 

 

Освоение способов разрешения конфликтов

 

 

 

 

 

 

 

1-я неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

Рис.1 Пример сетевого планирования при  составлении коррекционной программы

Далее можно планировать подбирать методы, приемы коррекции, то есть то, с чего часто специалисты и начинают составление коррекционной программы. Любой психолог, взглянув на получившийся график, может охватить всю программу в целостном виде, он понимает способ своих действий, своего подхода,  легко составит каждое занятие программы, чем мы и занимаемся на следующем этапе.

Этап реализации оставляет возможность при необходимости внесения изменений, т.к. живая реальность может внести существенные коррективы в любой план.

В данном коротком описании мы почти не затрагиваем связи коррекции и диагностики, рефлексию, анализ и оценку  результатов, что является безусловно значимым и необходимым при любом подходе. Однако логико-психологический анализ  внутренних действий, составляющих основу необходимого результата коррекции, является , на наш взгляд центральным  звеном  при разработке коррекционной программы для квалифицированного профессионального специалиста.



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки при оказании помощи химически зависимым, и краткая суть «12-ти шаговой программы».
  • Пример программы модификации поведения для коррекции компьютерной зависимости.
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина вторая – трудности при освоении учебной программы
  • Применение метода прикладного анализа поведения при коррекции детского аутизма
  • Стратегический подход при коррекции избыточного веса
  • Аутосуггестии при коррекции инсомнических нарушений
  • Звуковая терапия А. Томатиса при коррекции РАС
  • 8 необходимых действий для самопомощи при синдроме хронической усталости.
  • Мишени коррекционной работы с тревогой при экзистенциальном кризисе
  • Использование метода Sand Art при коррекции эмоциональных нарушений .
  • Почему при коррекции веса необходима психологическая помощь и поддержка?
  • Оказание помощи при резких перепадах температуры при ВСД
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Психотерапия при психотических расстройствах. Из опыта работы с базальной тревогой при шизофазии
  • Эффективный метод при решении проблем и конфликтов
  • Совесть при людях, что шуты при королях
  • Особенности оказания психологической помощи при ликвидации химических аварий на ОПО
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Самопомощь при решении жизненных задач
  • Родительские программы и последствия этих программ.
  • Техника шкалирования при решении проблем и управлении состоянием
  • Смена фамилии женщины при замужестве или при разводе
  • 10 шагов для оказания психологической самопомощи при разводе/расставании.
  • Техника облегчения состояния при любой проблеме
  • Как отличить боли в сердце при ишемической болезни от болей при тревоге и панических атаках?
  • Стратегия психологической помощи при тревожных расстройствах



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь