|
Метод сетевого планирования при разработке коррекционных программАвтор статьи: Сафонова Наталья Михайловна
Метод сетевого планирования при разработке коррекционных программ Статья опубликована в ж. «Успехи современной науки», № 7, 2016 Обращенность к личности ребенка в системе образования потребовала разработки профессиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующейся личности. Актуализирована потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на задачи, связанные не только с обучением и воспитанием, но и обращенные к проблемам развития детей. Знакомство с методами психологического воздействия и овладение приемами организации и оказания психологической помощи является важной задачей в плане подготовке практических психологов. Осваиваемые в ходе обучения специалистов компетенции, необходимые для подготовки полноценных практических психологов, являются важной составляющей их психологической грамотности. Среди важнейших задач подготовки профессиональных психологов и педагогов-психологов звучат следующие:
Опыт преподавания в ВУЗе, на курсах повышения квалификации и многочисленные контакты с практикующими психологами достоверно показывает сложности составления коррекционных программ. Субъекты образовательного процесса: родители и педагоги чаще всего сетуют именно на то, что психологи, успешно реализующие диагностические функции, не успешны в коррекционных задачах. Таким образом, вышеперечисленные требования к подготовке специалистов, решаются не в полной мере, результаты оставляют желать лучшего. Существуют проблемы и у выпускников психологических факультетов, и у работающих психологов в решении названных задач, возьмем смелость обобщить их в следующую формулировку: самостоятельно разрабатывать системные, творческие и обоснованные программы практической психологической помощи. В дисциплинах вузовской подготовки студенты получают очень хорошую подготовку в рамках диагностической деятельности, знакомятся с методами, техниками коррекции различных сторон ребенка, тем не менее, составление целостной коррекционно-развивающей либо профилактической программы вызывает закономерные трудности. Специалисты идут двумя путями: первый заключается в подборе готовой программы из специализированных источников. Подход обоснованный при типовой модели коррекции. Он успешно осуществляется при групповых формах коррекционной работы: при проведении тренингов, коррекционно-развивающих программ, основанных на играх, для дошкольников. При этом, каждый специалист, перерабатывает программу, исходя из особенностей группы, из своих возможностей, учитывая и другие условия реальности. При индивидуальной модели требуется более глубокая переработка программы и точное понимание методологии ее построения. Второй путь свойственен молодым специалистам – это подбор различных методов и средств, которые соответствуют тем или иным этапам коррекционной программы. Например, запрос – агрессивное поведение подростка. Специалист подбирает средства для начального этапа коррекции (знакомство, осознание проблемы), затем предлагаемые в литературе средства, применяемые другими специалистами при коррекции агрессии. Поверхностность подобного подхода, можно надеяться, нивелируется коммуникативными компетенциями психолога, работающего с подростком, и приближение к необходимому результату при реализации подобных программ прогнозируемо. При этом, несомненно, студентам и молодым специалистам необходимо владеть понятным способом разработки программ психологической помощи для конкретных проблем и ситуаций. Первый этап разработки коррекционной программы известен – это правильное формулирование цели коррекции. Формулировка должна рассматривать не то, от чего следует избавиться, а описывать желаемый результат. При рассматриваемой проблеме – агрессивность у подростка, целями коррекционного воздействия могут являться: «формирование ассертивного поведения», либо «формирование управления своим эмоциональным состоянием в ситуации конфликта», либо «освоение способов разрешения конфликтных ситуаций» (конкретность формулировки зависит от результатов диагностики). Второй этап опирается на положения логико-психологического анализа отечественных исследователей и представляет собой теоретическую реконструкцию действий, которые адекватны выработанным в культуре способам и должны быть совершены при решении определенной задачи. Итак, в выбранном нами примере – что представляет собой ассертивное поведение, какими качествами обладает уравновешенный человек, какими способностями, какими действиями? Специалист реконструирует ряд внутренних действий, характеристик, которые в целом и составляют ассертивное поведение. Например: понимание эмоционального состояния своего и эмоционального состояния других, управление своими эмоциями, освоение коммуникативных способов разрешения конфликтных ситуаций, снятие эмоционального напряжения. От результатов диагностики в конкретный перечень могут быть включены и другие составные элементы. Эта работа требует изучения теории вопроса, ведет к глубокому пониманию сути проблемы. Осознание своих действий, задач планируемой работы как развитие необходимых внутренних действий ведет к системному подходу в деятельности психолога. При этом обнаруженные действия становятся задачами конкретной коррекционной программы. Следующий этап – составление плана. Предлагаемый способ можно встретить в сетевом планировании на предприятии в менеджменте, вне образовательных систем, при разработке новых проектов. Итак, выписываем наши задачи (необходимые действия) на вертикальной оси. По горизонтали – время, планируемое для реализации программы. Далее распределяем – сколько времени занимает решение каждой задачи, и в каком порядке они должны решаться, т.к. некоторые задачи могут реализовываться параллельно (снятие напряжение и осознание эмоционального состояния), а некоторые - строго последовательно (осознание эмоционального состояния – управление своим состоянием). У нас получается следующий график
Рис.1 Пример сетевого планирования при составлении коррекционной программы Далее можно планировать подбирать методы, приемы коррекции, то есть то, с чего часто специалисты и начинают составление коррекционной программы. Любой психолог, взглянув на получившийся график, может охватить всю программу в целостном виде, он понимает способ своих действий, своего подхода, легко составит каждое занятие программы, чем мы и занимаемся на следующем этапе. Этап реализации оставляет возможность при необходимости внесения изменений, т.к. живая реальность может внести существенные коррективы в любой план. В данном коротком описании мы почти не затрагиваем связи коррекции и диагностики, рефлексию, анализ и оценку результатов, что является безусловно значимым и необходимым при любом подходе. Однако логико-психологический анализ внутренних действий, составляющих основу необходимого результата коррекции, является , на наш взгляд центральным звеном при разработке коррекционной программы для квалифицированного профессионального специалиста. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|