|
Казусы психологической коррекцииАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Думаю, что для многих коллег знакомо чувство неудовлетворенности работой с клиентом (для психотерапевтов - с пациентом). Неоднократно отмечая ограничения и пагубность эмоциональных негативных посланий, обращаю на это внимание еще раз. Перед тем, как начать занятия с психологом или психотерапевтом, важно понять, зачем это нужно? Недавно я работала с одной девушкой с крайне низким уровнем осознания не только значимости терапии, но и своего Я. Самооценка ее была буквально раздавлена, причем, в первую очередь тревожными родительскими установками. Едва ли не с первых минут девушка произнесла: "Я очень тупая. Я учусь в техникуме, на специальности, в которой вообще ничего не понимаю". На мой вопрос, "с чего вдруг девушка называет себя "тупой", она ответила, что ее всю жизнь (19 лет) такой считали мама, папа, бабушка и дедушка, а затем и в школе учителя и одноклассники. При этом девочка срослась с такими убеждениями и даже не обижается на какие-то замечания и колкости в свой адрес. Впрочем, на консультацию девушка пришла вместе с мамой, которая будучи педагогом, использовада далеко не педагогические методы работы с дочкой. Так, мама работает в той же школе, что и училась девочка. И даже не было мысли, что за свою дочь нужно или даже было возможно заступаться. "Она у меня никогда не отличалась умом. Училась слабо. Директриса мне пару раз советовала перевести ее в коррекционную школу, но я не хотела. Это ж такая морока! Собирать документы, комиссии проходить!". Замечу, что у мамы не было рвения защитить дочь от нападок. В процессе бесед многое стало складываться в единый пазл. Мама, несмотря на свои 39, находится по сей день в состоянии глубокой инфантильности. Она целиком зависима от своей 74-летней мамы, которая всегда декларировала жесткую иерархическую систему в семье. "Каждый должен быть на своем месте". Девочку оскорбляли в школе и дома, росла несчастливым ребенком. Мама развелась почти сразу после рождения, "это было решение бабушки". И в итоге, подобная ущемленность стала проявляться во всех сферах жизнедеятельности этих двух женщин. Тем не менее, для меня стало разочарованием и досадой, что несмотря на несколько месяцев практики, изменить стереотипы-убеждения не удалось. Раз в неделю девушка приходила ко мне как будто "наказывая" себя или воспринимая же эти занятия как "наказание" за "провинности" от своей мамы. Процесс взаимодействия постоянно осложнялся сопротивлением со стороны девушки, часто ею неосознаваемым. Даже при работе с таким сложным вопросом, как психологическое насилие в школе, девушка говорила о том, что "ей так и надо было!". Такая уж она "непутевая". Видать "на роду написано". Коллеги, наверное, тоже могут понять такое состояние, когда помогаешь, используешь разные методы, подходы, понимая, что нужно человеку, и на занятиях вдруг такие проблески сознания возникают, что вполне достаточно для оптимистичного прогноза. Однако через неделю все возвращается на круги своя и девочка приходит с новой порцией установок о самом страшном папе, о своей ограниченности, о своем низком интеллектуальном уровне, как будто бы и неделю назад работы не проводилось. И тут можно сказать об огромном препятствии на пути коррекции состояния. Нет осмысленной работы. Например, "можете ли вы назвать свои интересы ", девушка уверенно говорит, что у нее их нет. И она не знает вообще, чем бы хотела заниматься. И снова подкрепляет тем, что она "тупая".
В этой связи возникает и так называемая вторичная выгода, когда девочка в "тупости" видит важные достоинства и удобства. "Бабушка говорит, что мне вообще не надо учиться. Все равно от меня толку не будет. Если только мужа богатого найду!". И ключевым стал ответ на вопрос, который подтвердил и мои опасения, и крах наших занятий, "Для чего Вам занятия с психологом?", девочка ответила "Не знаю. Мама велит ходить к Вам! Я бы лучше погуляла, в кафе бы с подружками посидела". И здесь снова-таки будет слышно послание психологов, задумайтесь. Побудьте немного наедине с самим собой. Запишите ответы на нижеследующие вопросы:
Уважаемые читатели и коллеги! Приглашаю Вас на свои онлайн-курсы, консультации и расстановки! Телефон 89272823878 Скайп Arkhangelskaya © Все права защищены. При работе с текстом ссылка на первоисточник обязательна! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|