Казусы психологической коррекции

Думаю, что для многих коллег знакомо чувство неудовлетворенности работой с клиентом (для психотерапевтов - с пациентом). 

Неоднократно отмечая ограничения и пагубность эмоциональных негативных посланий, обращаю на это внимание еще раз. 

Перед тем, как начать занятия с психологом или психотерапевтом, важно понять, зачем это нужно?

Недавно я работала с одной девушкой с крайне низким уровнем осознания не только значимости терапии, но и своего Я. Самооценка ее была буквально раздавлена, причем, в первую очередь тревожными родительскими установками.

Едва ли не с первых минут девушка произнесла: "Я очень тупая. Я учусь в техникуме, на специальности, в которой вообще ничего не понимаю".

На мой вопрос, "с чего вдруг девушка называет себя "тупой", она ответила, что ее всю жизнь (19 лет) такой считали мама, папа, бабушка и дедушка, а затем и в школе учителя и одноклассники.

При этом девочка срослась с такими убеждениями и даже не обижается на какие-то замечания и колкости в свой адрес.  

Впрочем, на консультацию девушка пришла вместе с мамой, которая будучи педагогом, использовада далеко не педагогические методы работы с дочкой. Так, мама работает в той же школе, что и училась девочка. И даже не было мысли, что за свою дочь нужно или даже было возможно заступаться. "Она у меня никогда не отличалась умом. Училась слабо. Директриса мне пару раз советовала перевести ее в коррекционную школу, но я не хотела. Это ж такая морока! Собирать документы, комиссии проходить!". Замечу, что у мамы не было рвения защитить дочь от нападок. 

В процессе бесед многое стало складываться в единый пазл. Мама, несмотря на свои 39, находится по сей день в состоянии глубокой инфантильности. Она целиком зависима от своей 74-летней мамы, которая всегда декларировала жесткую иерархическую систему в семье. "Каждый должен быть на своем месте". Девочку оскорбляли в школе и дома, росла несчастливым ребенком. Мама развелась почти сразу после рождения, "это было решение бабушки". И в итоге, подобная ущемленность стала проявляться во всех сферах жизнедеятельности этих двух женщин. 

Тем не менее, для меня стало разочарованием и досадой, что несмотря на несколько месяцев практики, изменить стереотипы-убеждения не удалось. Раз в неделю девушка приходила ко мне как будто "наказывая" себя или воспринимая же эти занятия как "наказание" за "провинности" от своей мамы. Процесс взаимодействия постоянно осложнялся сопротивлением со стороны девушки, часто ею неосознаваемым. Даже при работе с таким сложным вопросом, как психологическое насилие в школе, девушка говорила о том, что "ей так и надо было!". Такая уж она "непутевая". Видать "на роду написано". 

Коллеги, наверное, тоже могут понять такое состояние, когда помогаешь, используешь разные методы, подходы, понимая, что нужно человеку, и на занятиях вдруг такие проблески сознания возникают, что вполне достаточно для оптимистичного прогноза. Однако через неделю все возвращается на круги своя и девочка приходит с новой порцией установок о самом страшном папе, о своей ограниченности, о своем низком интеллектуальном уровне, как будто бы и неделю назад работы не проводилось.

И тут можно сказать об огромном препятствии на пути коррекции состояния. Нет осмысленной работы.

Например, "можете ли вы назвать свои интересы ", девушка уверенно говорит, что у нее их нет. И она не знает вообще, чем бы хотела заниматься. И снова подкрепляет тем, что она "тупая". 

 

В этой связи возникает и так называемая вторичная выгода, когда девочка в "тупости" видит важные достоинства и удобства. "Бабушка говорит, что мне вообще не надо учиться. Все равно от меня толку не будет. Если только мужа богатого найду!".
И ключевым стал ответ на вопрос, который подтвердил и мои опасения, и крах наших занятий, "Для чего Вам занятия с психологом?", девочка ответила "Не знаю. Мама велит ходить к Вам! Я бы лучше погуляла, в кафе бы с подружками посидела".

И здесь снова-таки будет слышно послание психологов, задумайтесь. Побудьте немного наедине с самим собой.  Запишите ответы на нижеследующие вопросы:

  • Зачем вам нужно обращение к психологу ?
  • Хотите ли Вы оказать дань моде или это действительно Ваше собственное желание?
  • К каким результатам Вы хотите прийти? 
  • Можете выполнить это небольшое упражнение и определить для себя приоритеты работы со специалистом. 
Уважаемые читатели и коллеги! Приглашаю Вас на свои онлайн-курсы, консультации и расстановки! 
Телефон 89272823878
Скайп Arkhangelskaya 

© Все права защищены. При работе с текстом ссылка на первоисточник обязательна!



Просмотров: 341
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • "Девушка-стерва" или девушка, которая любит себя?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь