Сказкотерапия для осознания
Метафоры, сказки хорошо и доступно отражают внутренний мир человека. Наиболее успешно их применять при соответствующей настройке и подготовке, чтобы уменьшить шанс представить желаемый персонаж, а увидеть настоящий, реальный образ героя, который присутствует в подсознании на самом деле. Результат от данной проработки заключается в практически полном осознании и понимании сферы отношений с возможностью увидеть окончание сказки. В отличие от голливудских сказок, в реальных сказках редки счастливые концы и работа направлена на осознание и изменение сценария.
При анализе персонажей, необходимо учитывать соответствие пола героя и человека, количество участников и позицию героя. Общие моменты по персонажам:
- Несоответствие полу говорит об искажённой половой принадлежности. В этих случаях наиболее частыми причинами являются ожидания и надежды родителей по поводу пола ребёнка. Родившаяся девочка, когда папа или мама хотели сына, начинает постепенно принимать характеристики мальчика и соответствовать им. Вырастая, такая девушка может иметь сложности в женственности, сексуальности и отношениях. Мужчина вырастает более женственным, мягким, чувствительным, если кто-то из близкого окружения хотел, чтобы родилась девочка.
- Позиция. В общих чертах можно разделить персонажей на соответствие треугольнику Карпмана: жертва, преследователь, спасатель. Принадлежность той или иной позиции определяет линию поведения человека и встречи дополняющих, комплиментарных ролей. Например, заяц встречает волков, а не медведей. Спящая красавица (жертва) ждёт принца (спасателя).
- Количество героев в сказке иногда важно учитывать. У некоторых героев нет пары (например, кот ученый, курочка-ряба), у других большое окружение (Лунтик), у кого-то различное окружение распределены по ролям (Буратино).
Заяц и волк
Девушка увидела себя зайцем, который всегда находит волка.
- Плюсы: получает то, что хочет
- Минусы: регулярно остается одна, устает от манипуляций
Он постоянно делает волку что-то плохое и при этом остаётся в выигрыше, как в мультфильме. Аналогично в реальных отношениях девушка остается выигрывает, но проблема в том, что нормальные отношения построить не удается. Через какое-то время волку (мужчине) надоедает терпеть, он уходит и зайцу надо искать нового волка. Ситуация повторяется на протяжении многих лет.
Такие игры являются двухсторонними и волки тоже получают собственную выгоду.
Емеля и щука
У девушки вышло 2 персонажа одновременно. В жизни вне отношений она Емеля — стоит только захотеть и всё исполняется. Но вот в отношениях она становится щукой, которой надо исполнять желания партнёра — Емели. Она это делает постоянно. Её не устраивает, что в таких отношениях сильно нарушен баланс брать-давать.
- Плюсы: многое получается и достаётся легко, без усилий
- Минусы: сложности начинаются в отношениях, когда девушка переходит в роль щуки, выполняя желания мужчины
Буратино
У девушки образ Буратино вызвал испуг и удивление. Вроде бы она никогда не считала себя кем-то схожим с Буратино. С другой стороны, если посмотреть глубже: её родителей поздравили с рождением сына, «не посмотрели куда-надо». Во многих подобных случаях у детей проявляются сложности с идентификацией по полу с раннего детства. Она вспомнила, что относила себя то к мальчику, но к бесполому ребенку. С связи с ранними нарушениями контакта с телом и искажениями женственности, был нарушен контакт со телом, женственностью и сексуальностью. Отсюда одеревеннелость, которая показывает сниженные или заблокированные физические и энергетические ощущения.
Работа была направлена в основном на ситуацию рождения и ожидания родителей. Женственность, сексуальность начали раскрываться, когда бесполый ребенок стал девочкой.
Еще у Буратино есть Карабас-Барабас, которого мы прорабатывали как фигуру Преследователя по выходу из треугольника Карпмана.
Лунтик
Девушка в образе Лунтика. Он очень милый, заботливый, добрый, отзывчивый. Ему легко общаться с другими, он многим нравится. Но в реальности девушке всегда встречались мужчины, которые пользовались ее добротой и причиняли много страданий и боли. От бывшего мужа у нее остались травмы, страдания, но даже после всего плохого в их отношениях, она хотела быть с ним, простить ему «всё плохое». Собственные границы сильно нарушены, что отражалось на разных сферах.
Работа была сфокусирована над выстраиванием личных границ и выходом из позиции жертвы. Постепенно травмированные части личности стали сильнее, что позволило вернуть причиненный вред бывшему мужу. Лишний вес постепенно уходил, как ненужная защита.
Кот учёный
У женщины вышел образ ученого кота. Он очень умный, начитанный, интеллигентный. Может поддержать любой разговор, разносторонний. Несмотря на достоинства учёного кота, женщина поняла его негативное влияние: он ходит по цепи, один, сам по себе и мужского пола. Вместо партнера у него книга.
Отношения выстраивать сложно, по причине того, что мужчины должны соответствовать её уровню — начитанными, разносторонними. Хотя в этом случае мужчины видят в ней интересного собеседника, но не женщину для отношений.
Наследие от родителей
Существенная часть персонажей получена от родителей, бабушек и дедушек. Ребёнок принимает установки, принципы, убеждения, мировозрения, образы мужчин и отношений под влиянием окружения, формируя собственные решения — каким он будет, когда вырастет, какие отношения будет строить и каких партнеров встретит. Метафора сказочного героя точно отобразила жизни и взаимоотношения каждого человека.
В большинстве случаев персонаж казался привлекательным, интересным, забавным, но посмотрев глубже, увидев негативное влияние на свою жизнь, практически все захотели освободиться от сценария.
С каждым случаем мы в процессе работы разбирались индивидуально и каждый освобождался от ненужных сценариев. Одно только знание сценария не меняет его, это примерно, как вы узнаёте, что едете на поезде под каким-то названием, но поезд продолжает ехать к цели. Также происходит со сценариями — вы знаете, что для примера вы заяц и ничего с этим не делаете, то волки будут продолжать встречаться в жизни.
Ваши сценарии в отношениях
Вы также можете самостоятельно проделать это упражнение. Возможно, вы услышите только часть ответов, но, если Вы будете записывать их, позволив руке писать самостоятельно, Вы сможете получить намного больше в понимании себя. Чтобы сделать упражнение на понимание сценария в отношениях в спокойной, тихой обстановке, сделайте несколько глубоких вдохов и запишите на листе бумаги:
- Представьте, что Ваша жизнь схожа с жизнью какого-то сказочного или мультяшного героя. Какой первый образ Вы представили? (Даже если Вам кажется на первый взгляд, что Вы не такой/такая, не меняйте образ на кого-то другого).
- Посмотрите или почувствуйте, что этот персонаж из себя представляет? Он из сказки, мультфильма?
- Как он относится к самому себе, другим людям, миру?
- Как он проявляет себя в отношениях? Относится к партнеру? Другие относятся к нему?
- В чем заключается развитие его отношений с партнером? Для чего они ему? В чем его цель иметь отношения? Есть ли у него в планах завершение отношений?
Осознание действительно является первым и важным шагом на пути изменения. Второй шаг — это изменение сценария на консультациях с психологом. Вопреки сложившемуся мнению, в среднем изменение сценария занимает 4-6 консультаций, но многое зависит от готовности клиента решать проблемы, меняться и вносить свой вклад в терапию.
Источник http://www.velichkin.ru/stati/skazkoterapiya-kak-metod-psixologicheskoj-korrekcii/