Влияние сценария на жизнь человека. Обзор в теориях

Исследование глубинных жизненных сценариев в разных научных теориях и необходимость изучения влияния на благополучие семьи.

Организация психологической помощи семье предполагает научный подход и определение конкретных показателей и причин благополучия/неблагополучия семьи.

Актуальность выбранной темы в первую очередь определяется мало изученностью бессознательной стороны в жизни каждого человека, мужчины/женщины и влияния этой бессознательной стороны жизни на благополучие семьи.

Что лежит в основе поступков каждого члена семьи?

Какие жизненные бессознательные аспекты приводят к удовлетворенности браком и благополучию семьи?

Общеизвестно, что каждый человек рождается в семье и принято считать, что в процессе воспитания он усваивает от родителей определенные паттерны поведения. Многие исследователи считают, что повзрослев человек в большинстве случаев, проживает свою жизнь под влиянием и по жизненному сценарию родителей. Данный сценарий может быть успешным или неуспешным.

Однако, мы считаем, что каждый человек мужчина/женщина, благодаря личностным качествам и другой социальной ситуации развития, может отойти от сценария своих родителей и строить отношения в своей семье, основываясь на свои ценности и личный опыт. Так же, в результате воспитания и обучения в социуме человек, будучи ребенком, усваивает нормы и правила поведения, которые у разных народов и стран имеют довольно значительные различия. Это влияние так же немаловажно.

Данные представления в психологической науке возникли довольно давно в результате формирования и развития каждого общества. К.Г. Юнг называл эти представления – архетипами коллективного бессознательного, То есть они каждым конкретным человеком не осознаются, но имеют сильное влияние на поступки. Эти глубинные жизненные сценарии, архетипы коллективного бессознательного, у женщин и мужчин различны. Как проявляются эти различия, что лежит в их основе, какое влияние они оказывают на совместную жизнь в браке и ее благополучие, как сказываются на удовлетворенности браком каждого конкретного человека, представляется нам малоизученным.

Сегодня, в период кардинальной социокультурной трансформации российского общества - проблема совершенствования брачно-семейных отношений становится особенно актуальной. Традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Феномен удовлетворенность браком прямым путем показывает благополучие каждого члена семьи в каждом конкретном браке. И, разобравшись, во влиянии на удовлетворенность браком, глубинных жизненных сценариев, мы сможем эти данные использовать в практической психологии, в терапии семьи.

СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ.

Теоритический анализ в различных психологических концепциях

Все счастливые семьи – счастливы одинаково, все несчастные – несчастливы по-своему. Народная поговорка, отражающая сценарность поведения большинства людей в семьях, и связи с этим такую веру в нерушимость Судьбы этими людьми. У каждой конкретной семьи свой жизненный путь, состоящий из жизненных путей мужчины и женщины. Каждый член семьи со своей биографией. Так почему же в одних семьях се складывается удачно, царит любовь и счастье, а в других люди тянут лямку тяжелого неудачного брака. Почему одни удовлетворены своей семьей и партнером в частности, а другие нет. Часто, день за днем, люди плывут по течению жизни, взаимодействуют привычным образом и даже не задумываются, что можно что- то изменить.

Впервые теория сценария была разработана Э.Берном и его коллегой К.Стайнером, в середине 60-х годов прошлого века. С тех пор эта тема была развита и доработана многими авторами-психологами. Концепция сценария стала основной в теории трансактного анализа Э.Берна. В настоящее время, вместе с моделью эго-состояний является базовой составляющей трансактного анализа. В книге «Люди, которые играют в игры» Э.Берн говорит: «Человек действует по своему сценарию, потому что сценарий закреплен в его сознании родителями в очень раннем возрасте; он остается верен этому сценарию всю жизнь, даже когда физические голоса родителей замолкли. А наш человек тем временем сидит за пианино и барабанит по клавишам, и у него возникает иллюзия, что именно он исполнит народную песню или величественный вальс». Мы понимаем, таким образом, что в теории Э.Берна ведущей идеей является то, что жизненные сценарии основаны на запрограммированном родителями образе жизни и мыслей, ценностных установок и поступков.

Каждый человек это единый организм, абсолютное целое, как в психологической жизни, так и в комплексе взаимосвязей между телом и мозгом. Известный психолог А.А. Адлер считает, что человек является «единым и самосогласующимся организмом». Теория А.А. Адлера называется «Индивидуальная психология». Понятие сценария в жизни человека так же прослеживается в работах А.А.Адлера. Жизненный сценарий А.А.Адлер определил как структуру самосогласующейся и единой личности, единство в каждом организме, а именно в его сознании, бессознательном, в его действиях, чувствах, мышлении. Жизненный сценарий, с позиции А.А.Адлера это множество соединений черт, привычек и разнообразие паттернов поведения, которые в совокупности определяют видение существования, «картину мира» индивида. Исходя из этого, основной идеей его трудов является, что у каждого человека свой неповторимый сценарий жизни. . А.А. Адлер предполагал, что наша человеческая жизнь, вся судьба каждого индивида, все его победы и поражения, весь его жизненный путь уже расписан и предопределен в сознании сформировавшемся у ребенка к 3-6 годам жизни, и практически не подлежит корректировке. Именно к этому возрасту, писал А.А. Адлер, постигается значение жизни. Ребенок, достигший пятилетнего возраста, уже имеет свой утвердившийся паттерн поведения.

Схожее понимание в определении жизненного сценария мы видим в теоретических обоснованиях А. Шутценбергер, представительницы

трансгенерационного подхода, понимая под этим явление самопрограммирования личности. В когнитивной психологии жизненный сценарий связан с понятием «скрипт» – схемой

действий автоматизированного характера, независящей от какого-либо выбора человека, так же закрепленной родителями или социальной ситуацией развития в раннем детстве. Л. Л. Кац в определении жизненного сценария вводит понятие ментальной карты как совокупности элементов, обусловливающих специфику мировоззрения, мировосприятия и поведения личности. Согласно автору, именно жизненный сценарий придает смысл всему жизненному опыту человека.

С самого раннего этапа развития, включая и перинатальный период, по С. Грофу, жизненный сценарий формируется под влиянием родителей, воспитателей и значимых других. Эта теория очень близка к теории А.А.Адлера. Согласно А. Адлеру, фундаментальную значимость в этом отношении имеют первые пять лет жизни человека, по истечении которых в реальности происходит воплощение им жизненного сценария. И значительных изменений, согласно указанных ранее теорий, в жизненный сценарий человек практически уже не вносит, т.к. он записан глубоко в подсознании, в бессознательном. Ряд исследований были посвящены изучению отдельных аспектов и факторов формирования жизненных сценариев:

особенностей содержания жизненных сценариев в сфере трансляции личностью моделей сексуального поведения, специфики проявления жизненных сценариев личности в контексте построения моделей

супружеских отношений ;влияния культуры и субкультуры на содержание жизненных сценариев личности ; Формирование жизненного сценария обусловлено спецификой социализации личности

посредством моделирования, вторичного армирования и интеграции усвоенных смыслов и норм окружающей действительности.

Согласно основным основоположникам понятия глубинного жизненного сценария Э. Берну и А. Адлеру, реализация жизненного сценария предполагает прохождение трех стадий: начало, середину

и финал. Итогом является воплощение человеком изначально поставленных жизненных смыслов и достижение жизненной цели в данных теориях – неосознаваемой цели, развязки положительной или отрицательной. Однако поведение человека в условиях повседневной жизни, по мнению Э. Берна, не всегда обусловлено влиянием жизненного сценария. Наиболее полно и четко рисунок жизненного сценария личности проявляет себя в условиях переживания кризиса

либо нахождения в нестандартных ситуациях. Традиционным для представителей зарубежной школы психологии является положение

о бессознательном характере формирования и реализации человеком своего жизненного сценария. Не осознанность данного процесса делает невозможным для личности самостоятельно отслеживать его содержание и направленность.

Более оптимистичной, Иной точки зрения при рассмотрении вопроса жизненного сценария придерживаются отечественные психологи. В представлении М. В. Розина, И. С. Кона, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, К. А. Абульхановой-Славской и др., процесс строительства человеком собственной жизни не ограничивается влиянием бессознательного. Осознанность данного процесса прямо взаимосвязана с уровнем активности и зрелости личности, жизненной рефлексии, развитием ее творческого начала.

Таким образом, вопрос сознательного или бессознательного формирования и реализации личностью своего жизненного сценария остается дискуссионным. Мы полагаем, что формирование жизненного сценария на этапе планирования может частично носить бессознательный характер. Однако последующее развитие жизненного сценария, связанное с конструированием и структурированием человеком собственной жизни, может происходит осознанно.

Более оптимистичной, Иной точки зрения при рассмотрении вопроса жизненного сценария придерживаются отечественные психологи. В представлении М. В. Розина, И. С. Кона, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, К. А. Абульхановой-Славской и др., процесс строительства человеком собственной жизни не ограничивается влиянием бессознательного. Осознанность данного процесса прямо взаимосвязана с уровнем активности и зрелости личности, жизненной рефлексии, развитием ее творческого начала.Основная цель анализа глубинных личностных сценариев каждого супруга и определения взаимосвязи удовлетворенности браком и успешности/неуспешности семьи в связи с глубинными бессознательными сценариями жизни, чтобы на практике, с помощью психокоррекционной работы можно было помочь людям из своих сценариев выходить. Переводить бессознательные сценарии жизни в осознанную работу над собой и своим браком.

Человек творец своей жизни! Повышая осознанность и работая над собой, человек способен написать свой сценарий, отличный от заложенного предыдущими поколениями, хотя влияние представляется нам, исходя из анализа теории, бесспорным!

Знание о том, что возможно человеком управляют сценарии и осмысление, с помощью психолога, повторяющихся ошибок в семейной системе позволяет ежедневно работать в направлении своего ИНДИВИДУАЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ!

 



Просмотров: 569
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология жизненного сценария. Причины формирования сценария неудачника.
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.
  • Формирование судьбы или реализация жизненного сценария
  • Факторы формирования жизненного сценария в юношеском возрасте
  • Влияние итроектов на проживание жизненного сценария
  • Болезнь как способ реализации жизненного сценария.
  • Внутренние манипуляции как средства реализации жизненного сценария
  • Сказкотерапия, как путь изменения жизненного сценария.
  • Анализ жизненного сценария: о драйверах.
  • Анализ жизненного сценария: упражнения.
  • Ты - ОК? Или с чего начинается выход из негативного жизненного сценария.
  • Жизненная Позиция как основа Сценария Жизни человека
  • Три вида жизненного сценария
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Какова цена за смену жизненного сценария?
  • Фильм "Назад в будущее" - история про изменение сценария жизни одной семьи.
  • Техника: "Изменение жизненного сценария"
  • 3 типичных сценария жизни мужчин
  • Где начало сценария жизни? Умиление)))
  • Пять приёмов по созданию позитивного сценария жизни
  • Эстафетная палочка сценария жизни
  • «Трансгенерационная передача сценария жизни-Синдром предков»
  • Что влияет на формирование родового сценария
  • Сценарий «Без разума». Классификация жизненных сценариев по Клоду Стайнеру
  • Классификация жизненных сценариев по Клоду Стайнеру. Сценарий «Без любви»
  • Сценарий «Без радости». Классификация жизненных сценариев по Клоду Стайнеру
  • Как выйти из негативного сценария или что такое Синдром годовщины?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • 4 вопроса для определения смысла жизни и жизненного предназначения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь