Сказкотерапия, как путь изменения жизненного сценария.
Сказкотерапия, это направление в практической психологии, которое дословно переводится, как исцеление сказками.
Цель сказкотерапии – мягкое и эффективное воздействие на различные страхи, черты характера, поведение и реакции внутреннего ребенка. Воздействуя на человека через сказки, мы способствуем разрешению внутриличностных конфликтов, коррекции жизненного сценария и развития личности.
Основой сказкотерапии является процесс взаимосвязи между действиями героев сказок и поведения человека в реальности.
Данный метод подходит для терапии, как детей, так и взрослых.
Влияние сказок, мифологии, народного фольклора на формирование личности интересовало многих известных психоаналитиков, Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Эрика Берна и др.
Юнг в своих работах писал, что человек часто принимает решения бессознательно, используя установки, носящие мифологизированных характер, которые не подчиняются логики и рациональному мышлению. Это приводит к неосознанному стремлению поступать, как герои из мифов и сказок.
Направления в сказкотерапии:
Диагностика – помогает увидеть жизненный сценарий клиента, его поведение в различных ситуациях, черты характера, сильные и слабые стороны, механизмы защит, творческие способности, ресурсы. С помощью диагностики психолог выявляет корень проблемы.
Прогноз – помогает увидеть, к чему в будущем приведет следование сформированному в детстве жизненному сценарию.
Коррекция – направлена на изменение жизненной позиции, устранение негативных установок, восстановление внутренней гармонии и создание нового здорового восприятия и поведения, ведущих к счастливой и полноценной жизни.
Развитие – помогает избавиться от страхов, тревог, снять эмоциональное напряжение, раскрыть творческий потенциал личности.
Какие виды сказок существуют в сказкотерапии:
Психокоррекционные сказки используются для мягкой и эффективной коррекции поведения и некоторых черт характера.
Психотерапевтические сказки являются наиболее эффективным способом для лечения страхов и тревоги. Для достижения лучшего результата используется метод персонализации, где героем новой сказки является сам клиент.
Медитативные сказки помогают снимать психическое напряжение, здесь нет злодеев и конфликтов. Данный формат можно использовать в качестве диалога с клиентом, где он по ходу процесса имеет возможность менять сценарий, опираясь на свои внутренние потребности.
Художественные сказки являются универсальными и наиболее приближены к фольклору, сложно адаптируются под конкретные запросы клиента. Их использование адекватно в случае поддерживающей терапии, но не для проработки серьезных внутриличностных конфликтов и проблем.
Дидактические сказки предназначены научить человека чему-то новому в интерактивной форме. Часто применяются в работе с детьми.
Предлагаю погрузиться в ваши воспоминая из детства. У всех нас была любимая сказка, читать которую у родителей мы просили снова и снова, каждый раз мы, переполненные различными чувствами, переживали события этой сказки. У нас были любимые герои, они вызывали в нас симпатию и мы в чем-то мечтали быть на них похожими, обладать их качествами, которые нас восхищали. Нам нравился сценарий их жизни, то, как они преодолевали трудности, где и как они жили. Кто-то влюблялся в образ принцессы в шикарном замке, кто-то в путешественника, охотника, воина. Были и другие персонажи сказок, которые нас пугали, смущали, раздражали. Наши отзывчивые детские сердца переживали за любимого героя, как за самого себя или своих близких.
И самое интересное, что любимой сказкой становилась та, что уже была чем-то похожа на наш жизненный сценарий, близка нам на подсознательном уровне. И мы интуитивно искали в ней план, как и что нам делать, куда идти, какие пути выбирать.
А персонажи сказок уже существовали в нас и нашем окружении. Например, хитрой лисой была наша соседка, а гадким утёнком мы считали себя и мечтали вырасти в прекрасного лебедя. Родители могли не замечать наших достоинств, и мы выбирали персонажей сказок, на которых никто не обращал внимания.
А теперь самое интересное. Сценарий - это план жизни. Любимую детскую сказку мы переносим во взрослую жизнь.
Приведу пример: одна клиентка жаловалась, что ей постоянно попадаются пьющие мужчины, а она пытается их спасать. Ее любимой сказкой оказалась сказка про Аленушку и братца Иванушку. Она рассказывает об этом и тут произносит слова: « А Аленушка говорит ему, не пей, козлёночком станешь». И тут она понимает, что вот он, ее сценарий!
Сценарий жизни можно проработать и переписать в терапии. Я люблю делать это с помощью метафорических ассоциативных карт.
Важно какая у вас любимая сказка и с кем из героев вы себя ассоциируете. Например, в сказке про красную шапочку, вы можете быть волком, бабушкой, внучкой, охотниками, пирожками и тд. У всех своя психическая реальность.
А какая у вас любимая сказка и с кем из героев вы себя ассоциируете ?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.