Читать, так же как и слушать, можно по-разному. Можно воспринимать сюжет или рассказ собеседника как простое перечисление событий и явлений, автоматически давая им оценку. А можно попробовать поставить себя на место собеседника или лирического героя и пройти путь вместе с ним, прислушиваясь к разным голосам в себе. Каждый может сказать гораздо больше, чем просто похвалить или поругать себя или другого. И тога вещи с плоскости прорастают в другие измерения. Для меня очень важным является то, что исходные смыслы при этом не отвергаются, не обесцениваются, но дополняются другими и в результате возникает что-то новое и удивительное. И это к вопросу о том, что например цели, конечно же, не оправдывают средства. А ведь этого так много в современном мире.
Иногда, чтобы услышать эти другие голоса очень важно задать правильные вопросы, которые помогут на них сфокусироваться. И сказки и мифы задают их. Проводя по извилистым дорожкам, открывая бесчисленные дверцы, позволяя взглянуть на все с разных сторон. Иногда вопросы звучат буквально из уст героев, но чаще сами сказочные образы, всегда очень объемные и красочные, порой парадоксальные, но не оставляющие читателя или слушателя безразличным очень точно обращают внимание на что-то. Само по себе возращение утраченного в современном мире умения не выбрасывать их из поля зрения, не отфильтровывать, как ненужный для принятия решения о том, хорошо или плохо ведет себя герой, «мусор», обладают великой ценностью.
Я думаю, почему сегодня мифы и сказки удел детей? И для себя догадываюсь. Дело в том, что современные взрослые в большинстве своем, наверное, утратили ту природную способность воспринимать многообразие мира, которая еще есть в самом начале жизни. И с которой так сложно расставаться – думаю, каждый может вспомнить это про себя, ведь для нас взросление неизбежно связано с отказом от столь многого ради успешного продвижения по пути, безапелляционно признаваемому самым эффективным для прогресса человечества и успешности отдельной жизни. При этом я не думаю, что дети действительно могут прочитать все, что написано в сказках между строк. Но они хотя бы еще способны и готовы находить, а не отвергать и игнорировать концы нитей на этих клубочках, с любовью спряденных и бережно донесенных до нас нашими предками, и следовать за ними на сколько позволяет их совсем еще небольшой жизненный опыт.
В каком-то смысле перестать относиться к сказке и мифу как к чему-то детскому, незначительному, выдумке для развлечения или незрелой фантазии неразвитых прошлых поколений – значило для меня становиться, наконец, по-настоящему взрослой.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.