|
Влияние Сказок на Жизненный сценарий!Автор статьи: Сазыкина Екатерина Викторовна
На ежегодной конференции психологов и психотерапевтов г Тольятти, которая 31 мая 2017г. я проводила мастер класс «Сказкотерапия или жизнь как в сказке». хочу поделиться с вами основными моментами этого тренинга! Можно сказать, что сказкотерапия это старинный метод, корни которого уходят в фольклорное творчество народов мира. сказки, мифы и легенды в воспитательных, образовательных или коррекционных целях использовались издревле, когда еще и не было в помине психологов. Их использовали родители, бабушки и дедушки, наставники, священнослужители во всем мире. Но это название было намеренно упрощенно, так как речь была не только о сказках, а при их помощи- о жизненных сценариях людей. Цель простая - дать возможность погрузиться в сказку и задуматься о ней. Сказку мало вспомнить и проговорить,необходимо прожить, дать возможность клиенту приянть ее, изменить или отказаться. Цель сказки – обучение на чужом примере, чужом опыте! Что проходит, как правило, менее травмотично. Когда взрослый человек рассказывает свою любимую детскую сказку( а порой книжку или мультфильм, как было на этом мастер классе) , что – то он забывает, упускает, а что – то добавляет свое. Получается, что у каждого свой неповторимый пересказ известной сказки , не похожий на другого человека, как неповторим морозный узор на стекле, на каждом окне он свой. На примере сказочной метафоры вырисовывается краткое содержание реальной жизни, с ее особенностями, ресурсами и ограничениями. Истории всегда показывают не один, а несколько вариантов разрешения трудностей, приучают к мысли, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть и поискать его. Кроме проговаривания любимых детских сказок, на том тренинге мы еще порисовали! Рисование является одним из важных закрепляющих факторов. И если, после обсуждения возникает тревожность или напряжение, то это один из способов, как можно расслабиться и успокоиться. Через рисунок можно увидеть проблемную тему как ребенка, так и взрослого. То, что он не смог обсудить словами, но выразил в изображении. Задание было выделить 2 самых ярких момента. 1 со знаком ПЛЮС+ , второй со знаком МИНУС - . Рисуют клиенты на свое усмотрение карандашами, фломастерами, кто то просто ручкой. На этом этапе это не важно. Главное предоставить Этот выбор. А затем обсудить это с клиентом. Рассматривая и расшифровывая рисунки обращаем внимание клиентов на причины, по которым они выбрали данные эпизоды. Необходимо всегда выделять Главного Героя сказки. Узнать какой он положительный или отрицательный. В чем это выражается. Мы не преследуем в этой технике никаких диагностических задач, главная цель - это погружение клиента в сюжет истории для его проживания для того, что бы у него была возможность подумать над историей более активно. Мы не будем специально что-то менять в этих картинках или перерисовывать их на желаемее и прочее, ибо активно коррекционной или терапевтической задачи в этой техники так же не преследуем. На тренинге присутствовало 12 человек. С каждым мы обсудили его сказку, сюжет. С кем то глубже с кем то более поверхностно. Это было важно и очень показательно для всех присутствующих. Для возможности дальнейшей проработки. Жизненный сценарий формируется еще у ребенка, до 5 лет. Именно потому я возвращаю своих клиентов в их самые ранние воспоминания. После лирики, сказок и расшифровки, проговаривания рисунка – мы переходим к теории. В частности к драматическому треугольнику НЕ – счастья Карпнама. Проговариваем позиции по Берну – Родитель, Ребенок, Взрослый. По Стивену Карпману говорим про Спасателя , Преследователя и Жертву. А дальше самый интересный и неожиданны поворот. В большинстве случаев в сценарии сказок моих клиентов главному герою можно «присвоить один из углов» треугольника НЕ счастья. Всё многообразие ролей может быть сведено к трем основным –Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж). Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника дает возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а так же в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие). Выйти из него можно , для этого нужно переходить в позицию Взрослого по Берну. Проанализировав поведение главного героя , переходить на анализ своей жизни. Будучи в позиции взрослого брать ответственность за свое поведение , свои поступки, чувства и мысли. Когда это клиенту удается – он выходит из своего сценария. Вот таким образом, в общих чертах, происходит моя работа от детских сказок – к изменению Ваших жизненных сценарий! :)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|