В основе негативных жизненных сценариев лежит разрушение трех главных способностей человека:
способности к близости, т.е. способности давать и принимать любовь;
способности познавать мир и людей;
и способности к спонтанности, т.е. к свободному и радостному выражению своих эмоциональных проявлений.
Сегодня я расскажу про первый жизненный сценарий.
«Без любви»
В окружении ребенка, формирующего такой сценарий, находятся значимые взрослые, которые своими словами или действиями транслируют послания: Не живи, Не будь близким, Не доверяй, Не чувствуй.
Стайнер вводит термин «поглаживания», который означает единицу признания: я тебя вижу, слышу, признаю. В основе сценария «Без любви» лежат дефициты на позитивные поглаживания, т.е. на свободный обмен теплом, признательностью, близостью, пониманием:
Не давай поглаживаний, когда тебе хочется ими с кем-то поделиться. Это запрет означает, что людям нельзя свободно обмениваться проявлениями симпатии и любви. Формироваться такой запрет может разными путями, например, можно приучать ребенка к тому, что отношение нужно проявлять только делом: любишь маму? Если любишь, сделай [уроки, помой посуду, принеси, порадуй], а остальное — просто слова.
Не проси, когда нуждаешься. Родитель транслирует, что он сам будет определять, когда признавать нужды своего ребенка, а когда нет. Взрослые не плачут. Силу воли нужно воспитывать, иначе вырастет не пойми что. Просить нельзя. Кто просит? Конечно же, попрошайка. А это неприлично.
Не принимай признание, тепло и любовь, когда на самом деле хочешь принять. Скромнее надо быть. Не «да, я и правда хорошо сегодня выгляжу», а «ой, это они мне вблизи не видели».
Не отказывайся от обратной связи, которая тебе не нужна или не нравится. Не хочется слышать сравнение о своих слабых местах, упреки, сравнение, критику? Разве можно по-другому воспитать нормального ребенка? Главный принцип: «Если я тебе не скажу, а потом кто-то чужой сделает замечание — стыдоба будет для всей семьи, поэтому слушай лучше меня».
Не давай самому себе тепла, любви и признания. Давать себе поддержку и признавать свои сильные стороны – это хвастовство, зазнайство, эгоизм, тщеславие, гордость… Умный самый, да. Скромнее надо быть. Скромнее.
Людьми, имеющими такие внутренние табу, легче манипулировать; они привыкли додумывать за других, чтобы «быть хорошими» и уметь радовать; они чаще вступают в созависимые и неравные отношения в надежде получить хоть какое-то тепло и внимание, а депрессивные тенденции становятся частым гостем.
В следующей заметке я расскажу о жизненном сценарии «Без разума» и о том, как он формируется.
(прим.) Клод Стайнер — ученик и соратник Эрика Берна, основателя Транзактного Анализа, один из создателей школы транзактного анализа в психотерапии.
Есть ли у вас запреты на свободный обмен теплом и поддержкой? Как вы учитесь преодолевать их?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.