|
Анализ жизненного сценария: упражнения.Автор статьи: Давыдова Ольга Васильевна
Сложно анализировать свой жизненный сценарий самостоятельно. Потому что вы в нем. Вы внутри. Вы очень долго уже, почти с пяти лет, находитесь внутри него. И ваша семья тоже. Потому что сценарии крайне редко бывают полностью индивидуальны. Какой-то своей частью это всегда эпискрипт, то есть, родовой сценарий. Вся семья живет так, передавая его из поколения в поколение. Итак, в возрасте около пяти лет вы сделали некие глобальные выводы о мире и составили план, как вам лучше жить и выживать. Понятно, что у маленьких детей особые отношения со временем. У них любой отрезок времени это Всегда(!). И чем меньше ребенок, тем «особее» отношения со временем. Поэтому выводы делаются навсегда, на всю жизнь. Понятно, что детское «хорошо жить» это понравиться Родителям. Получить любовь, защиту, гарантии безопасного развития. Именно поэтому сценарий это всегда приспособление к Родительским требованиям и меркам. Итак, вы внутри. Вы оцениваете свою жизнь как в разной степени «хорошо», имеете ряд проблем, которые все никак не спешат вас покинуть, несмотря на прилагаемые усилия и, если внимательно присмотреться и чуть проанализировать, вы видите, что некоторые ситуации и события в вашей жизни повторяются. Ландшафты разные, а события те же. На работе не ценят. На всех работах все начальники. Третий муж и снова…. (здесь подставить нужное). Но в целом все хорошо. Все так живут. Вот по этим повторениям можно понять, что сценарий есть. Эти повторяющиеся события и есть части сценария, которые вы проживаете снова и снова в разных условиях и ситуациях. Этакий день Сурка. Из него можно выйти. И так точно живут не все. Если вас заинтересовала тема сценария и вы хотите с ним работать, то вам к психологу, который специализируется на Транзактном анализе. Если вы хотите попробовать посмотреть на свой сценарий до того, как начнете работу с психологом, то вот два классических упражнения, которые дадут вам информацию о сценарии. Они точно не заменят работу со специалистом, но некий «черновик» создать помогут. Первое. Любимая сказка. Все очень просто. Вам надо вспомнить свою любимую сказочную историю. Или две истории, поскольку сценарий может «укладываться» в два и более сказочных архетипа, например. Сценарий может быть многокомпонентным, одни послания могут перекрывать другие, вытесняя их глубоко в подсознание. Но сейчас речь не о том… Ваша любимая сказка, точнее сказочный герой расскажут вам о тех частях сценария, которые приняты как предпочтительные. Но только, постарайтесь посмотреть на героев непредвзято. Можно даже привлечь к анализу героев других людей. Для объективности взгляда. Так, например, Золушка – это не всегда милая несчастная девушка, подвергающаяся преследованию злодеек и нашедшая свое счастье исключительно благодаря добродетели. Это может быть еще: - девушка, выживающая за счет стирания личных границ; - девушка, имеющая большие проблемы в отношениях с отцом; - девушка, умеющая ловко манипулировать мужчинами (туфелька, да-да); - девушка, умеющая ловко манипулировать мужчинами, но не умеющая по разным причинам строить близкие отношения. Список можно продолжать. Вариантов достаточно. Важно увидеть как можно больше граней. Вторая часть этого же упражнения предполагает анализ самой НЕлюбимой сказки. И самого НЕлюбимого героя. Ведь у каждого из нас есть сказка и сказочный герой, которые нас искренне раздражают. Этот герой расскажет вам о отрицаемых, вытесненных частях вашего сценария. Они есть, и они руководят вашими поступками, но они вытеснены. Их сложно увидеть, с ними сложно работать. Но вполне возможно. Второе упражнение предлагает нам побыть сказочниками самим. Внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Выберите любой предмет, на который «упадет взгляд». И напишите небольшое эссе на тему «Жизнь предмета» от имени этого предмета. Постарайтесь писать быстро, особенно не задумываясь, первое, что приходит в голову. В итоге вы напишете нечто, очень приближенное к вашему сценарию. В моем преподавательском опыте (обучения студентов-психологов Основам Транзактного анализа) встретились как-то два вот таких описания одной и той же форточки в аудитории: «Я форточка. Я форточка на большом окне. Меня часто открывают и я поэтому выгляжу хуже, чем остальное окно. Я создана для того, чтобы служить людям. Я постоянно открываюсь и закрываюсь. Я устала, но я не могу остановиться, потому что от меня зависит здоровье других». «Я форточка. Я красивая форточка на новом пластиковом окне. Я слегка приоткрыта. Я создаю поток свежего воздуха, радую людей. Мне нравится моя работа. Я часто улыбаюсь свежему воздуху и солнцу». Предлагаю вам, мои читатели, попробовать на основе этих описаний сделать некие выводы о сценарии и попробовать написать свое эссе. В заключение хочу еще раз сказать о том, что работа со сценарием не столь проста. Важно отметить, что работу Транзактного аналитика самостоятельно выполнить невозможно. Поэтому, лучше со специалистом. Но если вы хотите понять идти ли к психологу и входить ли в работу со сценарием, то приведенные упражнения помогут вам составить ориентиры. Вопросы по своей работе с упражнениями можно задать мне в личных сообщениях. Можно получить консультацию на сайте. Если вам понравилась статья – ставьте «Спасибо!», пишите комментарии и делитесь статьей в соцсетях! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|