|
Реактивное образование как психологическая защитаАвтор статьи: Буркова Елена Викторовна
«Мы меняем наши маски: маску зла на маску ласки...». Реактивное образование - это вид психологической защиты, при которой происходит трансформация одной эмоции на прямо противоположную вследствие того, что человек не разрешает испытывать себе первичное чувство. Например, мать боится признаться себе, что ребёнок её раздражает, т.к. эти мысли заставляют чувствовать себя виноватой, и тогда раздражение трансформируется в заботу. Однако забота принимает пассивно-агрессивный характер: она может пытаться закармливать ребёнка, водить во множество секций, чтобы у него практически не осталось времени на развлечения или же, наоборот, потакать всем его прихотям, даже если они могут быть опасны для здоровья и жизни. Таким образом, мать спасает себя от мучительного чувства вины, продолжая, тем не менее, транслировать агрессию. Или, например, клиент недоволен ходом психотерапии, но не может сказать о своих чувствах терапевту из страха отвержения, иных мотивов. Вместо этого, он хвалит терапевта, показывает внешнее расположение, и, вместе с тем, систематически опаздывает на сессии, переносит день встречи, не делает домашние задания. Другая ситуация: жена попала в больницу после тяжелого ДТП, муж, увидев её в больничной палате, вместо фраз сочувствия, начинает шутить и смеяться. Возможно, в это время он не позволяет себе показывать слабость, а потому стыд за свои эмоции, жалость к жене, тревогу трансформирует в юмор, несмотря на то, что такая реакция может выглядеть неуместно. При срыве этой защиты, смех может перейти в плач. На самом деле, наши чувства всегда амбивалентны, просто нужно принимать эту двойственность, понимать, что нормально к одному и тому же человеку испытывать как положительные эмоции, так и не очень, не впадая из крайности в крайность. Человек с чёрно-белым мышлением, например, делит людей либо на хороших, либо на плохих, не имея способности воспринимать их целостностно, реалистично. То же самое расщепление происходит, когда он позволяет себе испытывать одну гамму чувств и не позволяет другую. Это характерно, например, для верующих, которые запрещают себе выражать эмоции злости и даже думать о плохом, что может приводить к пассивно-агрессивному поведению, неврозам. Если человек часто прибегает к реактивному образованию, он теряет связь со своими истинными чувствами и потребностями, подавляет эмоции, не позволяя им быть отреагированными, не отстаивает свои границы. Поведение такого человека неконгруэнтно (демонстрируемая эмоция либо не соответствует ситуации, либо его внутреннему состоянию). Так, например, человек рассказывает, как в детстве запирался в комнате от пьяного отца и дрожал от страха, когда тот ломал дверь топором, и при этом смеется. У слушателя возникает когнитивный диссонанс: становится непонятно, какое состояние вызывает это воспоминание - злость, обиду или веселье? Не позволяя себе чувствовать привязанность, благодарность, человек может трансформировать эти чувства в презрение, обесценивание, равнодушие, что, конечно же, мешает строить стабильные, удовлетворяющие отношения. Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к статье! А с какими случаями реактивного образования сталкивались Вы? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|