|
Подростки и "грабли" (эссе для родителей)Автор статьи: Благовещенский Владимир Николаевич
«Учись на чужих ошибках», - часто говорят родители своим детям, - «Мы в твоем возрасте тоже…» Так вот, подросток не просто не учится на чужих ошибках, он имеет потребность в обучении исключительно через свой собственный опыт. С чем это связано, зачем это нужно подростку и как вести себя родителю? Читайте в этой статье. Что в понимании родителей означает «учится на чужих ошибках»? Чаще всего: «Слушай нашего совета». Такая постановка вопроса противоречит главным возрастным задачам подросткового возраста: формированию автономии в поведении и мышлении, формированию самосознания и самоотношения, развитию уверенности в себе и навыков проектной деятельности. Задача подростка – научиться самому принимать решения на основании анализа ситуации. Уговаривая его «учиться на чужих ошибках», родители предлагают подростку готовые решения. Учиться на чужих ошибках по настоящему – это самостоятельно анализировать поведение других людей и его результаты, обобщать, сравнивать и делать соответствующие выводы. Это в корне отличается от тех готовых решений, которые под предлогом «чужих ошибок» обычно предлагают родители. Это целое искусство, которому нужно учиться, но об этом чуть позже. Другая задача подростка – сформировать адекватное самоотношение, основанное на уважении к себе, принятии себя. В каком случае скорее подросток начнет себя уважать как личность, когда пользуется готовыми решениями, или когда доискивается до всего самостоятельно? Думаю, ответ просится сам собой … То же самое происходит с уверенностью в себе. Она формируется только при самостоятельном поведении подростка, опоре только на свою логику и свои решения (которые в этом возрасте связаны почти исключительно с личным опытом). Перед подростком стоит еще одна задача – сформировать четкое представление о себе и окружающем мире (точнее, о себе в окружающем мире), для этого необходимо испробовать на прочность и себя и мир. Если слушать всех, кто говорит, что здесь твоей прочности не хватит, а враждебный мир слишком прочен и опасен, то можно закрыть перед собой множество путей, среди которых может оказаться тот самый путь, пройдя по которому ты станешь по-настоящему счастливым. Если что-то для кого-то оказалось не под силу, то это не значит, что это же будет не под силу другому человеку. Задача подростка, изучив себя, понять свои желания и возможности. Лишь благодаря богатому багажу личного опыта человек может учиться на ошибках других.Ведь не бывает двух одинаковых людей и двух одинаковых ситуаций, нельзя просто взять и копировать под кальку поведение других, каким бы эффективным оно ни было. Не случайно полный вариант пословицы гласит: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще. Если не удалось быть мудрым не останься дураком». Разумно ли требовать от подростка мудрости? Она приходит если не с сединами, то хотя бы с возрастом. А ко скольким она так и не приходит?! Итак, получается, что подросток просто обязан учиться на своих ошибках и наступать на свои грабли. Что может сделать родитель для того, чтобы предохранить подростка от возможных ошибок? Ведь большинство родителей очень искренне переживают за своих детей и хотят, чтобы их ошибок было как можно меньше. Родитель может в формате «Я-высказывания» сказать о своих мыслях, чувствах и опасениях по поводу какой-то тревожащей его ситуации, высказав уверенность в том, что подросток сам может справиться со своей ситуацией. Например: «Когда ты поздно ходишь по темным дворам и переулкам, я очень сильно тревожусь, потому что в это время по улице ходят компании, у которых непонятно что на уме. Я боюсь, что такие прогулки могут повредить твоему здоровью. Я знаю, что ты сам способен принять лучшее для тебя решение, и, тем не менее, очень переживаю». В подобной фразе нет претензии на власть (если она сказана искренне, а не манипулятивно или как какая-то регулярная «пилежка»), и поэтому она будет принята, в отличие от любой другой. Принята – не значит «принята как руководство к действию», а значит «принята к сведению» («у мамы такие мысли и чувства»). Если какая-то мысль ваша будет принята, то подросток будет учитывать ее при анализе ситуации. Он будет учитывать и другие мысли и соображения, не факт, что ваша мысль покажется ему более значимой, но он её будет учитывать, и это – главное! Все, что сказано иначе, подросток отбрасывает как чуждое, и никак не учитывает это мнение, а часто поступает прямо наоборот тому, как ему говорят. Научиться доносить свои мысли до подростка может каждый. Для этого необходимо овладеть техникой выражения своих мыслей и чувств по поводу поведения подростка. Научится этой технике можно на тренинге для родителей подростков «Отношения с подростком. Полный upgrade». Жмите на ссылку и читайте отзывы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|