Как переключаться на нужное состояние + ТЕСТ и почему не получается

Автор статьи: Антон Данилов

Как переключаться на нужное состояние  ТЕСТ и почему не получается

Вы слышали фразу: "Я не в ресурсе"? Что она означает на языке психологии?

В этой статье мне хотелось бы рассказать об опыте своей работы с состояниями, а именно о практике переключения на нужное для человека ресурсное состояние, которого он подчас годами не может достичь самостоятельно.

Возьмём такой пример. Мама делает уроки с ребенком и не перестаёт повышать голос - то за вопрос, то за ошибку чада. Потом на приеме у психолога мама плачет: "Я как сумасшедшая вечно ору на ребенка... Я как бешеная иногда... Что со мной?!".

Или мужчина, у которого беременная жена и двое детей всегда видят папу в "World of Warcraft", и никогда - в домашних делах. На консультациях такие клиенты спрашивают подобное: "Почему я так себя веду? У меня зависимость?".

А помните людей, которые на природе в тени берез, окутанные умопомрачительными запахами почти готового шашлыка и разливного нефильтрованного пива никак не могут расслабиться. Как будто на собственной кухне или в своем делопроизводственном отделе они продолжают всех организовывать и строить, следить за местоположением тарелок или дров, наличием мешков для мусора и громкостью музыки, количеством выпитого соседями и т.д. Как им научиться расслабляться? - спрашивают они.

В приведённом видео Вы можете увидеть и услышать, как измученные учителя воочию являют собой явно не то поведение, которое предполагается должностной инструкцией и желаниями педагога - кричат, кидаются тетрадками, матерятся...

Что общего между этими проблемами? 

В 50-х годах XX века американский психиатр и психотерапевт Эрик Берн разработал теорию транзактного анализа. Согласно этому направлению, в каждом человеке сосуществуют три различных субличности, или состояния:

1. Внутренний Родитель - состояние заботы, родительского контроля, наказания или поощрения, научения, наставничества (вспомните, как ведут себя родители и наставники).

2. Внутренний Взрослый - состояние, в котором мы проявляем взрослые качества - организованность, самоконтроль, пунктуальность, ответственность (напр., состояние сотрудника серьезной фирмы или мы в те моменты, когда собираемся на самолёт).

3. Внутренний Ребенок - все наши эмоции (приятные и неприятные), наши "хочу-не хочу", все потребности нашей жизни.

Чаще всего человек находится в какой-либо одном из состояний. Иными словами - пребывает в одной из трёх позиций. 

Давайте потренируемся угадать: в какой субличности мы находимся во время шопинга приятных нам вещей? Конечно, Внутренний Ребенок (выбираем понравившиеся вещи так же увлеченно, как дети - машинки или куклы). А во время выполнения домашнего задания с детьми? В идеале, мы должны быть в позиции Родителя, потому что это научение, наставничество. В какой позиции мы в общении с коллегами на рабочем месте? В большинстве случаев - в позиции Взрослого, потому что еще не время активных эмоций и удовлетворения неформальных потребностей, тем более не место покровительственному отношению к коллегам - нужно сосредоточиться на профессиональных обязанностях, и для этого нужно определённое состояние.

Как уже понял внимательный читатель, ежедневно и по несколько раз стоит вопрос о переключении из одного ресурсного состояния в другое. И когда этого не происходит, мы слишком серьезны (как Взрослый) со вторыми половинками, теряем самообладание или уверенность (как Ребенок) в кабинете начальника или навязчиво ведем себя с друзьями, поучая и наставляя их (как Родитель) на путь праведной жизни.

В этом видео мальчик говорит серьезные (возможно, слишком) вещи для своего возраста. В этом нет ничего страшного. Но если ребенок будет жить  такими рассуждениями 24/7, а из его жизни напрочь уйдут сверстники и игры, то скоро это станет проблемой. 

Как научиться переключаться?

Моим клиентам обычно помогает один из трёх методов:

1. Фразы-переключатели - фраза, которую человек произносит мысленно, напоминая себе, что сейчас нужно переключиться в другое состояние. Это помогает тогда, когда каждое из трёх состояний хорошо осознанно умственно (когнитивно) и прожито телесно (все состояния хорошо прочувствованы на уровне ощущений в теле), и теперь остается только переключить мысленный и эмоциональный тумблер.

2. Определённые действия. Умыться, отжаться, переодеться, скомкать и выбросить что-то в мусорку - действия могут быть совершенно разные. Но после того или иного из них человеку проще переключиться на нужное состояние.

3. Через осознанность, когда одного осознания "неправильности" нынешнего состояния и важности переключиться в другую позицию уже достаточно. Это путь наиболее опытных.

В чем польза самоконтроля и переключения?

Направлений пользы сразу несколько:

1. Вы почувствуете единство внутреннего и внешнего в самом себе, соответствие деятельности и поведения Вашим мыслям и целям (аутентичность).

2. Люди будут видеть, как Ваше поведение соответствует тому, что Вы делаете или должны делать (адекватность).

3. Развивается эмоциональный интеллект, когда Вы получаете ключи к идентификации эмоций или состояний, а также к управлению ими.

4. В результате Вы получаете то поведение и состояние, которое нужно именно Вам.

ТЕСТ НА СООТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

 А теперь самое время пройти тест, который продемонстрирует Вам соотношение в Вас самих всех трёх состояний - Взрослого, Родителя или Ребенка - в повседневной жизни:

http://www.transactional-analysis.ru/tests

В какой позиции Вы бываете чаще всего?

Не получается переключиться?

В жизни моих клиентов бывает так, что переключение необходимо здесь и сейчас. Чаще всего в быстром ритме повседневной схемы "дом-работа-дом" некогда отжиматься или умываться, а осознанность и воспоминания не помогают, хотя цель понятна. И тогда мы говорим о жизненном сценарии, который будто помимо нашей воли сделал одно из указанных состояний ведущим, а другие находятся в неразвитой и подавленной позиции.

Так что пройдите тест, уважаемые читатели, подумайте, попробуйте найти оптимальные способы переключения на нужное Вам здесь и сейчас ресурсное состояние. А если не получится - пишите.



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • " Лаборатория созависимости или Любовь- как состояние души"
  • Состояние "ничего не хочу": вред или польза?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Полноценность жизни" - как внутреннее состояние и фокус психолога
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Что такое "Тайм-менеджмент" или почему нужно ценить ВРЕМЯ?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как моя мать убивала во мне взрослого или "Ты всегда будешь моим ребенком"
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Депрессия или депрессивное состояние? Как различить и что делать
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Состояние высокой продуктивности. Новый код, или как играючи получать желаемое состояние?
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь