Награждать или наказывать?

Ребенок в детстве учится социализации через научение. Научение – это процесс, который состоит из поведения и эмоций. Маленький человечек в какой-то момент развития вдруг понимает, что чтобы получить что-нибудь вкусненькое, нужно хорошо себя вести и говорить вежливые слова. С ранних лет он усваивает, что есть взаимосвязь между получением желаемого и определенным поведением. Это называется механизмом вознаграждения или награды. Определенные реакции в данном случае являются инструментами, поэтому вид этого научения называется – инструментальным.

Психолог Э. Трондайк исследовал инструментальное научение на кошках: животное помещали в ящик с рычагом. Ящик носил интригующее имя «Загадка». Кошка должна была научиться нужной реакции: нажать лапой на рычаг, чтобы выйти наружу. Когда она этому научилась и стала выходить из ящика, снаружи ее ожидало поощрение – ее вкусно кормили. Опыт повторяли несколько раз. Путем перебора разного поведения, кошка усвоила нужную стратегию и закрепила ее вознаграждением.

В результате экспериментов ученый вывел «закон эффекта» - результаты контролируют поведение. Поведение, при котором вы получаете желаемый результат, закрепляется.

Психолог Б. Скиннер продолжил исследования коллеги. Он обратил внимание, что кошка в опытах Трондайка контактировала со средой. Скиннер назвал этот процесс оперантным научением (от слова «оперировать»). Психолог дополнил «закон эффекта»: поведение контролируется не только результатом, но и последствиями.

Он выделил три вида подкрепления:

1) позитивное подкрепление – ребенок начинает учиться лучше, если его хвалят в школе и дома. В данном случае стимул усиливает реакцию. Это награждение или поощрение.

2) негативное подкрепление – поведение усиливается, если убрать негативные факторы (боль, скука, духота и прочие). В жаркую погоду люди будут работать охотнее, если им поставить кондиционер.

Подкрепления увеличивают частоту реакций

3) наказание – всегда ослабляет поведение. В опытах Скиннера  крыса была внутри ящика с рычагом. На нее воздействовали током. Ток выключался, когда крыса нажимала на рычаг – это было негативное подкрепление. Оно стимулировало крысу нажимать рычаг чаще.  И были другие условия эксперимента: ток включался, когда крыса нажимала на рычаг, на ее поведение воздействовали наказанием. В результате, она перестала нажимать на рычаг.

Наказание уменьшает частоту реакций

Психолог А. Бандура изучал процессы социального научения маленьких детей. Малышам показывали один сюжет, но с разными финалами. В общем сюжете был мужчина и надувная кукла. Мужчина бил куклу кулаком по лицу и молотком по голове, пинал и  кричал на нее. В одном финале – мужчину хвалили, называли хорошими словами и угощали конфетами. В другом финале – его ругали и называли плохим, наказывали. В третьем – не было ни поощрения, ни наказания.

После просмотра фильма каждому ребенку дали поиграть с этой куклой. Те дети, которые смотрели финал с поощрением, вели себя как мужчина, повторяли его агрессивное поведение. Бандура назвал такое научение – викарным.

Викарное научение – способность научиться поведению, наблюдая за поведением других. Бандура внес существенный вклад в изучение поведения: он пришел к выводу, что дети в принципе повторяют поведение взрослых, вне зависимости от награждения или наказания. Детям показывали другие сюжеты: в одном мужчина просто спокойно сидел рядом с куклой, в другом бросался и кричал на нее. Но в обоих случаях его ни хвалили, ни наказывали. Дети, которые смотрели агрессивный сюжет, вели себя с куклой также.

Именно поэтому все мы – заложники своего детства. Мы научаемся той модели поведения, которая была принята в нашей семье.

Итак, к каким же выводам мы можем прийти с учетом всей этой информации?

- поведением можно управлять получением желаемого результата и последствиями действий

- то, чему мы научились в детстве – не приговор, можно получить новые копинг-стратегии, главное пробовать новые варианты поведения в реальной жизни

- позитивное подкрепление напрямую связано с эмоциями, важно знать, какие легко доступные опыты доставляют вам позитивные эмоции, и использовать их как награждение после занятий, которые вам не очень нравятся, но необходимы

За поведением наблюдать проще всего - его видно, его проще описать и выделить неадаптивные формы, применить к нему награду и наблюдение за позитивными примерами, начать пробовать в реальной жизни и получать нужный результат!

Все в ваших руках) хорошо, что у человека - есть человек!



Просмотров: 234
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Управление поведением людей через подкрепление
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • Подкрепление положительного поведения у детей
  • Как убрать негативное поведение
  • 9 признаков того как тело и поведение говорит, что этот мужчина не Ваш
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Аддиктивное поведение (пищевое поведение)
  • Хорошо, когда мужчина стоит перед женщиной на одном колене, плохо, когда на обоих
  • Злость и негативное поведение
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Подростковые характерологические реакции и суицидальное поведение
  • Еда и дети, детское пищевое поведение
  • Агрессивное поведение у детей?
  • Агрессивное поведение детей
  • Поведение на работе, которое сформировалось в детстве
  • Эссе по работе У. Р. Биона «Научение через опыт переживания»
  • Агрессивное поведение детей-дошкольников
  • Агрессивное поведение у детей и подростков
  • Агрессивное поведение детей. Что делать родителям?
  • С чем связано созависимое поведение и почему из него сложно выйти?
  • Зависимое поведение и другие «ошибки» людей в отношениях
  • Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного периода.
  • Какое поведение ослабляет иммунитет?
  • Почему дети состоятельных родителей позволяют себе асоциальное поведение?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Когда не стоит опасаться за поведение подростка
  • Уверенное поведение, и почему это не плохо, а хорошо
  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь