|
Награждать или наказывать?Автор статьи: Шиленко Ольга Андреевна
Ребенок в детстве учится социализации через научение. Научение – это процесс, который состоит из поведения и эмоций. Маленький человечек в какой-то момент развития вдруг понимает, что чтобы получить что-нибудь вкусненькое, нужно хорошо себя вести и говорить вежливые слова. С ранних лет он усваивает, что есть взаимосвязь между получением желаемого и определенным поведением. Это называется механизмом вознаграждения или награды. Определенные реакции в данном случае являются инструментами, поэтому вид этого научения называется – инструментальным. Психолог Э. Трондайк исследовал инструментальное научение на кошках: животное помещали в ящик с рычагом. Ящик носил интригующее имя «Загадка». Кошка должна была научиться нужной реакции: нажать лапой на рычаг, чтобы выйти наружу. Когда она этому научилась и стала выходить из ящика, снаружи ее ожидало поощрение – ее вкусно кормили. Опыт повторяли несколько раз. Путем перебора разного поведения, кошка усвоила нужную стратегию и закрепила ее вознаграждением. В результате экспериментов ученый вывел «закон эффекта» - результаты контролируют поведение. Поведение, при котором вы получаете желаемый результат, закрепляется. Психолог Б. Скиннер продолжил исследования коллеги. Он обратил внимание, что кошка в опытах Трондайка контактировала со средой. Скиннер назвал этот процесс оперантным научением (от слова «оперировать»). Психолог дополнил «закон эффекта»: поведение контролируется не только результатом, но и последствиями. Он выделил три вида подкрепления: 1) позитивное подкрепление – ребенок начинает учиться лучше, если его хвалят в школе и дома. В данном случае стимул усиливает реакцию. Это награждение или поощрение. 2) негативное подкрепление – поведение усиливается, если убрать негативные факторы (боль, скука, духота и прочие). В жаркую погоду люди будут работать охотнее, если им поставить кондиционер. Подкрепления увеличивают частоту реакций 3) наказание – всегда ослабляет поведение. В опытах Скиннера крыса была внутри ящика с рычагом. На нее воздействовали током. Ток выключался, когда крыса нажимала на рычаг – это было негативное подкрепление. Оно стимулировало крысу нажимать рычаг чаще. И были другие условия эксперимента: ток включался, когда крыса нажимала на рычаг, на ее поведение воздействовали наказанием. В результате, она перестала нажимать на рычаг. Наказание уменьшает частоту реакций Психолог А. Бандура изучал процессы социального научения маленьких детей. Малышам показывали один сюжет, но с разными финалами. В общем сюжете был мужчина и надувная кукла. Мужчина бил куклу кулаком по лицу и молотком по голове, пинал и кричал на нее. В одном финале – мужчину хвалили, называли хорошими словами и угощали конфетами. В другом финале – его ругали и называли плохим, наказывали. В третьем – не было ни поощрения, ни наказания. После просмотра фильма каждому ребенку дали поиграть с этой куклой. Те дети, которые смотрели финал с поощрением, вели себя как мужчина, повторяли его агрессивное поведение. Бандура назвал такое научение – викарным. Викарное научение – способность научиться поведению, наблюдая за поведением других. Бандура внес существенный вклад в изучение поведения: он пришел к выводу, что дети в принципе повторяют поведение взрослых, вне зависимости от награждения или наказания. Детям показывали другие сюжеты: в одном мужчина просто спокойно сидел рядом с куклой, в другом бросался и кричал на нее. Но в обоих случаях его ни хвалили, ни наказывали. Дети, которые смотрели агрессивный сюжет, вели себя с куклой также.
Итак, к каким же выводам мы можем прийти с учетом всей этой информации? - поведением можно управлять получением желаемого результата и последствиями действий - то, чему мы научились в детстве – не приговор, можно получить новые копинг-стратегии, главное пробовать новые варианты поведения в реальной жизни - позитивное подкрепление напрямую связано с эмоциями, важно знать, какие легко доступные опыты доставляют вам позитивные эмоции, и использовать их как награждение после занятий, которые вам не очень нравятся, но необходимы За поведением наблюдать проще всего - его видно, его проще описать и выделить неадаптивные формы, применить к нему награду и наблюдение за позитивными примерами, начать пробовать в реальной жизни и получать нужный результат! Все в ваших руках) хорошо, что у человека - есть человек! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|