"Хорошо сформулированная проблема - наполовину решенная проблема"
Чарльз Кеттеринг.
Как же с помощью стихотворения решить любую задачу?*
_______________________________________________
------------------------------------------------------
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Придумай синквейн, чтобы обозначить то, что тебя беспокоит, и половина проблемы тут же уйдет.
Придумай , как выглядит разрешенная задача в форме синквейна - и вторая половина проблемы отойдет в сторону.
Прочитай оба синквейна 7 людям и проблемы больше никогда не будет.
Кстати, на каждый синквейн можно ВО (в открытую) подобрать подходящее метафорическое изображение, либо нарисовать его.
Если это будут карты-лица, то мы сразу попадаем на уровень субличностей (и это довольно глубокий уровень). Если это будут изображения, описывающие ситуации жизни, то мы захватываем уровни поведение,окружение,способности и возможности(см. пирамиду Дилтса)
Почему синквейн помогает, а изображение усиливает эффект?
Проговорить свою ситуацию, поговорить о чувствах- значит, обозначить тему запроса, и контейнировать ее, то есть, придать форму, в данном случае, словесную. С помощью МАКов(метафорических ассоциативных карт) еще и дать наглядный образ.
Термином "контейнер" в арт-терапии обозначают некую творческую метафору для символического и наглядного обозначения ощущений, телесных импульсов, чувств, эмоций, мыслей.
Итак, дидактический синквейн.
-Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
-Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
-Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
-Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
-Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.
Пример синквейна на проблему(публикуется с разрешения клиента)
Разрыв.
Болезненный, резкий.
Ноет, болит, беспокоит.
Не дает покоя ни ночью ни днем.
Боль покинутого.
Синквейн-решение.
Покой.
Гладкий, вечный.
Уходит, воркует, оживает.
Душа распускается снова.
Любовь доступна.
Часто я рекомендую написать промежуточные синквейны:то есть, три шага до решения.
От 1 до 3.
Вначале ВЗ (в закрытую) рекомендую достать от 1 до 3 метафорических карт (иногда 4)- это шаги к решению. Обычно это карты из колоды COPE (ресурсная часть), или из любых других доступных вам изображений.
Иногда вместо метафорических карт можно нарисовать рисунок в круге (мандалу). Это помогает еще сильнее отреагировать чувства и делает терапевтический процесс более глубоким и осознанным. После написания каждой мандалы-шага или после переворачивания карты-шага, на каждый из них рекомендуется написать синквейн.
Это напоминает "проговор" по карте или изображению, но синквейн возвращает нас к функции выбора- нам нужно в КРАТКОЙ форме создать СУТЬ шага, читай- решить для себя смысловую задачу выхода из кризиса. А выбор осуществляется центральным конструктом нашей психики- функционирующим здоровым эго, нашим центром.
Пример промежуточных синквейна при работе с темой карьеры и профессионального определения:
Работа.
Любимая,интересная.
Обеспечивает, помогает, нравится.
Я подал первое объявление.
Поиск.
Маркетинг.
Планирующий, быстрый.
Создает, структурирует, продвигает.
Найдена новая волна.
Звонок клиента.
В каких случаях не стоит использовать только эту технику? В острых актуальных состояниях и ситуациях. В этих случаях для начала лучше иприменить технику ДПДГ (десинсибилизация с помощью движений глазодвигательных нервов).
Удачных вам открытий и сессий, коллеги!
___________________________________________
*усилив его изображением