Учитель + родитель = диалог?

     Педагоги нередко сталкиваются с различными эмоциональными реакциями со стороны родителей своих учеников. Это и понятно - вопрос школьного обучения затрагивает слишком много тем, которые могут оказаться болезненными для родителя. Тогда он может реагировать агрессивно, имея цель - защититься. Мне показалось важным иметь возможность, хотя бы примерно, понимать суть переживаний родителей и с учетом этого строить взаимодействие.

      Эта схема точно может быть полезна педагогам, но и всем причастным.


            "Как понимать и отвечать на агрессию родителей учеников"

Я выделила три типа, при которых вероятнее подобное поведение родителей.

1. "Ребенок - хрустальная ваза"
 
Поведение ребенка:

Закрытый, тревожный, боится общаться, ему сложно отвечать, спрашивать, вообще, сложно переносить нахождение в малознакомом пространстве.

Особенности воспитания:
Доминирующая гиперопека (много внимания, много запретов)
«хрустальная ваза»

 Чувства родителя:
Сильнейшая тревога за ребенка, желание защитить от любой, даже мнимой опасности. Все окружающие ребенка люди представляют для него угрозу. С учителями надо бороться, защищать своего ребенка.

Поведение и слова родителя:
Агрессивное насаждение своих правил. Родитель лучше знает, как учителю поступать с его ребенком.

Слова учителя могут быть, например, такими:
«Я вижу, что Петя очень чувствительный и восприимчивый ребенок и нуждается в бережном подходе. Но если все время его ТОЛЬКО беречь, то и расти, взрослеть он не будет».  А дальше сказать, с чем УЖЕ у Пети получается справиться.

 
2. "Ребенок - центр внимания семьи"

Поведение ребенка:
Ребенок не знаком с понятием «границ». Не учитывает интересы других. Не умеет выдерживать ограничения, отказ. Сложно подчиняется рамкам, правилам.

Особенности воспитания:
Потворствующая гиперопека (удовлетворяется любой каприз, требования отсутствуют). Ребенок - центр семьи.

Чувства родителя:
Стыд или неловкость за несостоятельность, несамостоятельность ребенка. Желание сделать за него, чтобы избежать переживания этой неловкости.

Поведение и слова родителя:
Возмущение слишком жесткими рамками или чрезмерными требованиями в школе. Также может диктовать свои правила.

Слова учителя могут быть, например, такими: 
«Вы правы. Конечно, по сравнению с домом, в школе, действительно, много ограничений, правил, требований. Поначалу они вызывают недовольство у ребят, но потом дети адаптируются и могут увидеть, как эти правила им помогают».
То есть согласиться, что да, ограничения никому не приятны, но после перевести фокус на то, что сейчас - процесс адаптации. Или напомнить (в случае, когда адаптация давно должна была произойти), что ребенку полезно научиться не только отстаивать свою позицию (что очень ценно), но и учиться гибкости, принимая во внимание интересы других, учиться работать вместе.

3. «Успех - неважно, какой ценой»

Поведение ребенка:
Очень исполнительные дети, но со временем их учебная мотивация снижается, так как они истощаются эмоционально. Сильно тревожатся на контрольных, из-за чего получают плохой результат.

Особенности воспитания:
Родитель озабочен успешностью ребенка (нарциссический вектор). "Успех - неважно, какой ценой"

Чувства родителя:
Страх стыда за неуспешного ребенка. Желание уберечь его от такого риска (быть неуспешным равно быть отвергнутым). Страх унижения. Страх «плохих» оценок.  Характерен перфекционизм и высокая требовательность как к окружающим, так и к себе. Все время чувствуют недостаточность успехов.

Поведение и слова родителя:
Не согласны с оценкой. Могут обвинить учителя в некомпетентности. Легко идут на открытый конфликт.

 Действия и слова учителя могут быть, например, такими: 
Снижать значимость оценки. Показывать ее локальный характер. Фиксировать родителя на уже имеющихся успехах ребенка, хвалить и ребенка, и родителя. Делать акцент на эмоциональном состоянии ребенка.
«Я слышу, что вам не нравится. Вы столько занимаетесь, вкладываетесь. Давайте смотреть: если Петя был хорошо подготовлен, но что-то помешало ему показать хороший результат, возможно, это связано с его волнением. Оно забирает много сил у ребенка. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы Петя меньше волновался».
«Я вижу, что вы не согласны с оценкой и переживаете за Петю, но мне кажется очень важным, чтобы он научился выдерживать свои некоторые НЕуспехи. Это поможет ему не так сильно их бояться и спокойнее, а значит, успешнее работать».



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Ошибка родителя ценой успеха ребенка.
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Неуверенность родителя, последствия для ребенка
  • Жить или Выживать - дилемма Родителя и Ребенка
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Саморазвитие родителя как важная составляющая в воспитании ребенка.
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Поведение на детской площадке: что надо знать о психологии ребенка
  • Удобство для родителя, или качество для ребенка?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • НеВзрослые:Из Ребенка в Родителя
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка
  • Совместная деятельность родителя и ребенка
  • Зависть родителя vs беззаботность ребенка
  • Реакция ребенка на запрет родителя
  • Влияние травмы родителя на ребенка.
  • Совместное творчество ребенка и родителя
  • Влияние родителя на жизнь ребенка…
  • Об участи родителя в воспитании ребенка.
  • Роль родителя в истериках ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь