Как мотивировать подростка соблюдать режим дня и каких методов лучше избегать

«Мой сын отбился от рук, ничего не хочет делать, в комнате грязно, вещи разбросаны. Допоздна сидит в телефоне, а утром не могу его разбудить в школу. Подскажите, что делать?»

— Анна, 34 года.

 

Когда ребенок достигает подросткового возраста, родители все чаще начинают сталкиваться с непослушанием ребенка и его протестом. Как правило, это опоздания на уроки, не выполненные домашние задания, лень и безответственность, нарушение дисциплины и порядка как в школе, так и дома и т. д. Чтобы легче пережить этот возрастной кризис, лучше всего обратиться за помощью к специалисту.

Моя работа, как психолога, начинается с самого основного — выявить и устранить причины такого поведения.

Можно назвать следующие причины проблемного поведения:

1) Не сформирован ежедневный режим дня в дошкольном возрасте. Когда рождается малыш, родители стараются следовать предписаниям врачей: кормить и гулять в одно и то же время. Если ребенок выполняет похожие действия по графику изо дня в день, у него формируется внутренний режим. В дальнейшем родитель уже может предугадывать, в котором часу ребенок попросит кушать. В процессе взросления у него появляются новые игры и занятия, которые дополняют режим дня.

Если в раннем детстве малышу было все позволено, и до 7 лет он не привык соблюдать ежедневное расписание дома и в садике, тогда нарушенный режим дня может выступать основной причиной такого поведения.

2) Неправильный подход к воспитанию ребенка. Может привести со временем к несоблюдению правил и порядка как дома, так и в обществе. Например, гиперопекающий родитель может вырастить непослушного ребенка с низким уровнем самоорганизации и самодисциплины.

3) Различные ситуации и травмы из детства. Приводят к возникновению не пережитых чувств обиды и недопониманию в семье. Ребенок, достигнув подросткового возраста, может вымещать их на родных. Чаще всего такое поведение проявляется в форме протеста, и у родителя складывается ощущение, что ребенок все делает на зло.

4) Пубертатный период. В этом возрасте происходят существенные изменения в поведении ребенка, связанные с гормональным сбоем. Действия и поступки подростка чаще всего импульсивны и не обдуманы. Тинейджер сам перестает понимать и принимать себя, тратит много времени, чтобы сформировать свое новое «я».

С целью облегчить подростковый кризис и непослушание ребенка можно приучить его к режиму дня, который позволит наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы: прежде всего время, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм.

Корректировка поведения ребенка и налаживание дисциплины дома и в школе проводится в несколько этапов:

1. Формирование основной цели.

На первом этапе важно выявить цель родителя. Например, нужно устранить нежелательное поведение у ребенка: поздний подъем, опоздания в школу.

После чего первую неделю родитель наблюдает за естественным распорядком дня своего ребенка — в какое время он обычно просыпается и ложится спать, какими делами занимается подросток утром, что не успевает на занятиях.

Далее родитель совместно с психологом выявляет, к какому хронотипу относится подросток: жаворонок или сова? От этого зависит активность нервной системы ребенка.

2. Составление режима дня.

После этого родитель совместно с ребенком определяют оптимальный режим дня.

На этом этапе родитель может столкнуться с протестом ребенка и нежеланием подчиняться правилам. Это связано с тем, что сама фраза «соблюдение режима дня» ассоциируется со строгим распорядком и поминутным расписанием: ранний подъем, утренняя уборка и т. д.

Попробуйте переформулировать фразу и попросить подростка, чтобы он начал «управлять своим временем» или «самостоятельно планировал свои действия».

Идеальным примером может послужить один день из жизни кумира или известного человека, который является авторитетом для подростка. Важно, чтобы график был гибким, так как у тинейджера могут меняться интересы и увлечения.

Примерная таблица распорядка дня может выглядеть так:

Время

Вид деятельности

Примечания *

7:20

Подъем

 

7:25-8:00

Гигиенические процедуры, завтрак

 

8:30-14:00

Школа

 

14:00

Обед

 

14:00-15:00

Сон час/отдых

 

15:00-16:00

Прогулка на улице

 

16:00-18:30

Самоподготовка (выполнение д/з)

 

18:30

Ужин

 

19:00-20:00

Свободное время

 

20:00-21:00

Подготовка к завтрашнему дню

 

21:00-21:30

Подготовка ко сну

 

21:30

Сон

 

          *В примечаниях можно записывать цитаты дня из интервью с кумиром, мотивирующие фразы или обязанности ребенка.

3. Обсуждение методов и способов воспитания — наказания.

На данном этапе анализируются все использованные варианты и методы воспитания, которые использовались для изменения нежелательного поведения у подростка. Например, психолог интересуется, какие наказания применялись, когда ребенок опаздывал в школу или не выполнял домашнее задание?

Есть несколько наиболее распространенных методов, которыми злоупотребляют родители для достижения желаемого результата:

  • Запугивание. Например: «Если не сделаешь домашнее задание — не пойдешь гулять» или «Не получишь телефон, пока не уберешься в комнате».
  • Наказания. Например: «Ты не сделал домашнее задание, за это ты не пойдешь на улицу» или «Ты не убрался в комнате, а значит не получишь планшет».
  • Наложение дополнительных обязанностей. Например: «Так как ты сегодня получил «2» по математике, значит и грязную посуду моешь ты».
  • Физическое и моральное насилие над ребенком и т. д. Например: побои, драки, унижения и оскорбления в адрес ребенка.

Этих способов наказания лучше всего избегать! Такие методы воспитания хоть и тормозят нежелательные поступки, но со временем есть риск, что подросток совсем перестанет слышать и выполнять просьбы родителей.  

Если не хотите утратить доверие и уважение к себе, очень важно не наказывать ребенка за его поступки, а научиться договариваться и давать ему выбор. Чтобы действия подростка не остались безнаказанными, пусть он сам себе пропишет санкции за свой проступок. В следующий раз тинейджер будет знать, что его ждет в том или ином случае. Например, готов ли он пожертвовать прогулкой с друзьями ради опоздания в школу на 5 минут?

Так подросток постепенно научится принимать правильные решения.

4. Мотивирование ребенка на соблюдение режима дня.

Вот мы и подошли к самому важному: родитель понял, что наказание дает кратковременный результат, составил расписание на каждый день, разместил его в комнате у ребенка. Подросток в свою очередь уже знает, что будет, если он не станет соблюдать режим дня. Дело за малым — замотивировать ребенка соблюдать правила, не дожидаясь особого случая или нового года.

Тут помогут положительные подкрепления, которые базируются на удовлетворении потребностей человека:

  • Материальные: деньги, велосипед, телефон, новая обувь и т. д.
  • Социальные: комплименты, похвала, улыбка, объятия, поцелуи и т. д.
  • Поведенческие: поход в театр или кино, прогулки и т. д.
  • Символические: бонусы или очки, которые конвертируются в подарок или награду.

Совместно с подростком родитель выбирает положительное подкрепление, которое закрывает потребности тинейджера в этом возрасте. В течение суток родитель (а в дальнейшем и сам подросток) наблюдает и фиксирует соблюдение режима дня. В конце дня поощряет подростка за соблюдение графика.

5. Закрепление желаемого поведения.

Осталось самое главное — закрепить желаемое поведение у ребенка на длительный период времени. Совместно разрабатывайте новую систему и новые подкрепления, которые мотивировали бы подростка на соблюдение правил. Это может быть коллекционирование жетонов, наклеек или баллов с обменом на деньги или желаемый подарок.

В будущем старайтесь хвалить и поощрять ребенка не только по окончанию дня, но и также разрабатывайте мотивацию на неделю или месяц. Например, ребенок целый месяц копит баллы, а в конце месяца обменивает их на билет в зоопарк.

Если следовать этому плану, то очень скоро ваш ребенок удивит вас своими результатами!



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Режим дня ребенка раннего возраста.
  • Когда ребенка бьют «палкой», а родитель-«стесняшка»
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Родитель глазами ребенка
  • Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Современный родитель: как уменьшить негативное влияние на ребенка от просмотра тв?
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Безопасное снижение стресса у тревожного ребенка и подростка
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь