Расставание и утрата: как пережить?

Автор статьи: Екатерина Пашевич

Изначально, когда человек рождается, в нем заложен код «быть-с» с Другим. Когда новорожденный появляется на свет, то все его существование зависит от  Другого. Поэтому природой придуманы некоторые механизмы удержания рядом с ним мамы. Это и хватание, и пронзительный плач, и большие глаза для обаяния (которые так трогают), и при комплексе оживления очаровательная улыбка. Его выживание и развитие невозможно без заботящегося человека, поэтому так важно, чтобы он был. И был в слиянии с младенцем.

Длительное отсутствие рядом мамы вызывает ужас и панику – это грозит быть брошенным, что равно погибели. Отсутствие матери, существа любимого и в высшей степени желанного, в восприятии младенца приравнивается к утрате, так как психика еще не способна связывать реальность и ощущение времени и нет еще собственных ресурсов для отдельного существования, чтобы удовлетворять свои потребности. Так зарождаются ужас быть покинутым, брошенным, глубокое отчаяние и тревога во внутреннем мире ребенка. И глубоко внутри каждый из нас, а у кто-то как бы на поверхности, чувствует подобную тревогу на протяжении жизни.

Сепарационная тревога связана с большим страхом и является эмоциональным ответом на ситуацию угрозы или прерывания эмоционально значимых отношений с близким человеком. Сепарацией я называю ситуацию расставания (прерывание отношений), а утратой – полную потерю значимого человека. Порой, эти переживания смешиваются и переживаются глобально. Чувствовать боль от расставания- это естественно. И от этого не нужно сразу избавляться, хоть это и больно. Я бы хотела написать именно о субъективных переживаниях, о том, как мы можем воспринимать ситуацию и переживать внутри себя. 

Расставание и утрата как пережить

Сепарационная тревога является одним из самых болезненных переживаний и может проявляться в различной степени: в форме беспокойства и печали, а так же в форме труднопереносимых переживаний, вызывающих психологические ( депрессия, мания, суицид, панические атаки) и психосоматические расстройства (болезни). Для того, чтобы защититься от боли, психика еще в раннем детстве вырабатывает защитные механизмы, которые помогают справляться с сепарационными переживаниями. Иногда они оказываются неэффективными, а если и развиты, то иногда и они дают сбой (при сильном стрессе) и тревога начинает прорываться и пронизывать всю сферу отношений и влияет на образ себя. Тогда процессы приближения и отдаления с эмоционально значимым Другим берутся под тотальный контроль. Незначительная дистанция и отдаление могут вызвать сильнейшую тревогу, а расставание (мнимое или действительное) приравнивается к утрате. Расставание вызывает сильное чувство покинутости и ненужности. Бывает так, что близкий немного отдалился, а на душе опустошенность и неохватное  чувство печали. И этот близкий почти всегда "недостижимый".  

При утрате (работе горя) человек так же переживает интенсивные чувства, но страдающий осознает связь между грустью и потерей любимого человека ( например, смерть). В то время как сепарационная тревога может охватить личность в то время, когда отношения еще сохраняются, угроза разрыва отношений может быть не столь значительной и не связанной с реальной утратой человека. Но в случае расставания и в случае утраты протекает работа горя.  

Работа горя  

Э. Кюблер –Росс , американский психолог, на основе своих исследований предложила модель работы горя, которая включает в себя 5 этапов, являющимися защитной реакцией и адаптационным механизмом к значимым изменениям. Каждый этап может меняться местами, каждый этап может длиться разный период времени, человек может застрять на определенном этапе и не двигаться, но в своей основе, чтобы пережить горе, человек должен пройти все пять стадий.Краткое описание каждой из 5 стадий горя:  

1. Отрицание: "Нет! Этого не было!"; "Этого не может быть"; "Не со мной!"; "Это не произошло!". Стадия шока или отрицания первый этап в модели Кюблер- Росс. Это фаза- защитный механизм, с помощью которого человек отстраняется от реальности, которая кажется чрезмерно болезненной и не допускает информацию до осознавания.  

2. Гнев: «Почему я? Это не справедливо!»; «Кто в этом виноват?!» Когда, наконец, осознание приходит и человек понимает серьезность ситуации, появляется гнев, и на этой стадии происходит поиск виновного. Гнев направляется либо на себя, либо на окружающих, либо на жизнь в целом, может быть обвиненной экономика, Бог, партнёр, родственник или врач. В этот период важно найти того, кто ответственен за происходящее, чтобы справиться с собственным бессилием и найти справедливость в наказании другого.  

3. Сделка (компромисс): «Останься со мной, я буду идеальным»; «Я сделаю все, если ты дашь мне больше времени». Когда приходит осознавание, что поиск виновного не меняет ситуацию, мы ведём переговоры для того, чтобы отсрочить изменения или найти выход из ситуации. Большинство из этих сделок – тайное соглашение или договор с Богом, другими, или жизнью, когда мы говорим: «Если я пообещаю сделать это, то эти изменения (не) произойдут со мной». И мы готовы заплатить дорогую цену, отдать все что угодно и даже часть себя за то, чтобы сохранить все как было прежде.  

4. Депрессия: «Я бесполезен»; «Ничего не изменить». Обычно только эту стадию принимают за горевание, поскольку тогда мы действительно переживаем свою беспомощность, бессилие, постепенно  отпуская неподвластную нам ситуацию, и признаем это. Депрессия – это стадия, в которой человек склонен чувствовать печаль, тревогу, сожаление, чувство вины, стыд или опустошение. Мы сдаемся и оплакиваем произошедшее.  

5. Принятие. «Я должен продолжать жить»; «Я не могу бороться с этим, но я могу подготовиться к этому». Когда люди осознают, что сражение с изменением, которое приходит в их жизнь не даёт результатов, они принимают ситуацию целиком. Впервые люди начинают учитывать свои возможности. Происходит процесс примирения с действительностью, появляется возможность рассмотреть нынешние возможности и продолжать жить без утраченного. Появляется готовность принять то, что будет дальше и сохранить ценность прошлых отношений, но уже в новой форме.



Важно отметить, что не все этапы просто пройти. На некоторых стадиях люди остаются очень надолго. Поэтому иногда нужна помощь специалиста.

С сепарационной тревогой все немного сложнее. Когда сепарационная тревога возрастает,  может случиться, что человек будет делать все, чтобы не произошло расставание ( мнимое или реальное, длительное или короткое). Вся личность и все ее потребности могут положиться на алтарь отношениям. Отказ от своих потребностей и чувств, интересов и увлечений лишь для того, чтобы чувствовать рядом Другого- не редкий сценарий в семьях, где наказывали и отвергали за самостоятельность, препятствовали естественному росту и бросали в очень раннем возрасте. Где ограничивалась и пресекалась автономия.

Для того, чтобы понимать собственный механизм, запускающий сепарационную тревогу  и совладать с собственными переживаниями помогает развитие осознавания, умение слышать себя и признавать свою отдельную ценность, присваивать собственную инициативу. Так же важно развивать в себе устойчивость и  понимание, что ваша личность и  сохранение целостности не зависит от расставания с конкретным человеком.  Вы можете грустить и злиться-это нормально. Важно развивать  в себе устойчивое чувство «Я» и отдельности. Вы так же можете любить утраченного другого, как и ненавидеть.  И Вы при этом остаетесь собой и обладаете своей  отдельной независимой ценностью. И в обретении собственной автономии хорошо помогает увлеченность собственной жизнью, впечатленность и любование красотой этого мира.

Конечно, сепарационная тревога возникает и при реальной утрате близкого. Но я бы скорее сравнила бы ее с механизмом, который возникает во многих отношениях  и в других сферах жизни. И, пожалуй, оказывает огромное влияние на качество жизни и на понимание себя "кто Я " и "чего Я хочу".

 



Просмотров: 236
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • С чего начинать, чтобы "изменить ситуацию".
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Полюби себя" через этапы работы горя/утраты
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Поиск себя настоящего. "Человек-оркестр"
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • "О толстушках" или как принять себя, чтобы измениться.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Тайный смысл отношений (или "Хочу, чтобы всё стало как раньше")
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь