Гипнометафоры: разговор с бессознательным на его языке

Гипнотические метафоры или гипнометафоры - это способ общения и воздействия. Если вы создаете историю с клиентом или для клиента, то вы упаковываете значимые для него изменения в компактную символическую форму, понятную для его бессознательного. Красота повествования в гипнометафоре отступает на второй план, ибо важнее "чистый язык" клиента, описывающий то, что имеет для него значение сейчас. И это основное отличие гипнометафоры от литературной истории: мы всегда делаем выбор в пользу уникальности, а не красоты описаний. Поэтому стороннему наблюдателю и слушателю эти истории могут показаться "неправильными", особенно если он редко беседует со своим бессознательным...

К восприятию гипнометафоры нужна определенная подготовка, особенно если это объемное и целенаправленное повествование, а не короткая цитата или анекдот. Эффективность гипнометафор во многом зависит от открытости между сознанием и бессознательным у терапевта и клиента. Поэтому еще до подготовки клиента мы готовим самих себя: обращаясь к своему бессознательному, получая и принимая его послания, а также в момент встречи с клиентом, входя в межличностный транс. Психолог и психотерапевт развивают свою способность сознательно-бессознательной коммуникации при обучении, супервизии, саморефлексии, клиент же - в контексте помогающего общения со специалистом, и затем самостоятельно.

И кроме того, клиенту нужна определенная решимость, чтобы погрузиться в процесс восприятия гипнометафоры, поэтому все имеющиеся у него предубеждения, негативные ожидания, иные виды сопротивления желательно обнаружить и утилизировать. Один из способов делать это - также метафорический: вы можете поведать историю о том, как сомнение превратилось в интерес или уверенность в том, что "все что ни делается - к лучшему".

Из множества идей на эту тему мне вспоминается история про реку и ветер. Полноводная река текла в своем русле, преодолевала небольшие камни, обтекала высокие скалы, питалась ручьями и дождем, давала жизнь миллионам подводных существ и обитателей своих берегов. И вот однажды ее воды дошли до пустыни, и оказалось, что преодолеть ее реке не по силам, она начала высыхать, и уже не было сил, чтобы обогнуть эту огромную сухую территорию с нещадно палящим солнцем. Река остановилась и задумалась, и тут она услышала ветер: "Я легко пересекаю пустыню, и я могу перенести тебя!". "Ты хочешь превратить меня в большое облако, но тогда я перестану быть собой!" - возразила река. "Ты уже не сможешь остаться такой же: постепенно высыхая в пустыне, ты обращаешься в лужу. Мое предназначение в том, что я подхватываю реку, несу ее над пустыней и потом отпускаю по ту сторону песков. Проливаясь дождем, ты снова становишься рекой. Вспомни, как уже не раз ты давала жизнь облакам над своей поверхностью, а потом они питали тебя дождем..." Что-то откликнулось на эти слова в глубине реки, она решила подняться с ветром над пустыней, и огромная грозовая туча понеслась над песками. А пески умиротворенно шелестели: "Вот и хорошо, теперь мы снова станем дорогой от реки до горы".

Теперь немного о том, что нужно терапевту, чтобы успешно рассказывать гипнометафоры. Практически ничего, если вы знаете структуру, умеете спонтанно вызывать образы у себя и клиента, связывать их в единое повествование, ваши голос и движения конгруэнтны тому, что вы говорите, и вы достаточно знакомы со своей стратегией метафор, чтобы забыть о ней и просто начать применять. Когда-то очень давно я изучала разговорный английский язык на интенсивном курсе перед отъездом на стажировку, и самое главное, что там надо было делать - это говорить сразу и не задумываясь. Сначала это похоже на малопонятный детский лепет, но по мере общения ты получаешь обратную связь и лепет становится достаточно взрослым и содержательным, чтобы его поняли другие. А потом, когда ты говоришь - вдруг обнаруживается, что у тебя большой словарный запас, который копился многие годы в школе, вузе и просто пылился где-то в углах твоей памяти, но это неважно...

Мне вспоминается другая история - про мастера сочинять метафоры. Был такой человек, а может и есть сейчас, в одном городе, а может в селе, истории к нему приходили и во сне, и наяву, иногда он успевал их записывать, а иногда нет, дело не в этом. Важнее то, что когда к нему приходили люди, чтобы поведать о своих бедах, у него для каждого находилась своя волшебная история: человек слушал, говорил: "О! Точно!" - или что-то в этом роде и, благодарный, уходил и жизнь его налаживалась. Никто не знал, как мастеру это удается. Нет, он конечно рассказчик был классный: и голос хорошо поставлен, и движения выразительные, но даже когда не было ни голоса, ни движений, а было всего-навсего письмо с историей, отправленное по адресу, кому предназначалось - это тоже работало. И со временем у мастера появился ученик, который ходил за ним и все записывал. Однажды, когда насыщенный день мастера подходил к концу, и они с учеником любовались на закат, тот спросил: "Как вам удается так точно подбирать метафоры?". Мастер помолчал и ответил: "Я не знаю, как это происходит, потому что не выбираю их. Тем, кто ко мне пришел или написал, я могу поведать любую историю - и каждый найдет в ней что-то свое. Люди ждут волшебства - и они получают волшебство, я лишь поддерживаю их ожидания".

Ученик сначала удивился, но потом вспомнил, что мастер не всегда был мастером, и чтобы его истории стали волшебными, он прошел свой путь, в то время ученик шел другой дорогой. И сейчас их пути пересеклись. Но его размышления прервал дверной звонок: пришел следующий посетитель за волшебной историей.

Я желаю вам благодарных посетителей: клиентов, пациентов и всех, кому вы нужны в этом мире. Желаю вам находить для каждого слова, помогающие жить, или меняющие жизнь, если они о том просят.

(Фрагмент книги Абросимовой Ю.А. "Истории, меняющие жизнь. Практикум создания и использования гипнотических метафор") https://www.psyoffice.ru/book/hypnometaphors/



Просмотров: 289
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • «Пишу историю Своей строкой…» Ч.1. "Истории, которыми мы живем… Герои, которых мы выбираем…"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Чтобы изменить жизнь не нужны радикальные перемены - "Эффект бабочки".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Надо сбросить 10 кг, чтобы наладить личную жизнь"...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".
  • Жизнь "на потом". История.
  • "Эти не простые отношения"...Из цикла "Истории любви".
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь