|
"Ругать или хвалить" или "Опять двойка по русскому!"Автор статьи: 404
Все мы были детьми. Детство проходило у всех по-разному: у кого-то оно было счастливым, у кого-то не очень. Общее здесь одно: у любого человека в самом раннем детстве закладываются корни психотравм. Страх, стыд, вина - это то, что ребенок начинает чувствовать задолго до 14 лет. Чувство доверия к миру, людям, чувство, что я в порядке, закладываются в раннем детстве. Очень часто психологу приходится наблюдать следующую картину: родители жалуются на лень ребёнка, нежелание его учиться, апатию, вялость, плохое настроение, а может и агрессию. Родители полагают, что проблема в ребёнке и только в нём, надеясь на работу психолога с ним. Тем не менее, при общении с ребёнком совершенно явно видна его заснувшая активность, спрятанные улыбки и знания. «Опять двойка по русскому», - говорит мать. Что в такой ситуации посоветует педагог? Естественно, писать диктанты. Ежедневно. По полчаса. И родители начинают ежедневно тратить эти полчаса. Ребёнок старается, пишет. Проходит месяц-другой, но результата почему-то всё нет. По-прежнему вся тетрадь мерцает исправлениями, «глупыми ошибками». Родители видят неуспехи своего чада и начинают полагать, что их ребёнок мало старается и не находят ничего лучше, как ругать его за неуспехи (а что, вдруг поможет?). Ребёнок начинает слышать в свой адрес фразы «Ты неумёха!», «Ты непослушный!», «Глупый ребёнок!». Нет ничего проще представить рассуждение ребёнка: «Мама всегда всё знает, она большая. А раз моя мама всё знает, значит я и правда дурак! Ну а раз меня всегда ругают и будут ругать, то зачем же мне тратить свои силы и становиться лучше?» В результате ребёнок принимает слова матери и отца. Он глупый. Он непослушный. Он неумёха. Ребёнок начинает оправдывать свои новые роли, ежедневно напоминаемые ему старательными родителями. Итак, слова «Ты глупый, двоечник, ничего не умеешь и не знаешь!» - выливаются в двойки в школе. Появляется нежелание учиться. Отсюда вытекает и апатия и слёзы. Действительно, а зачем стараться? Ведь зарплату в виде поцелуя и порции любви ребёнку давненько не платили. Слова «Ты непослушный, никогда меня не слушаешь и не делаешь, как я говорю» - выливаются в то, что ребёнок становится непослушным и никогда вас не слушает и не делает то, что вы говорите. Повторяя эти слова каждый день, ребёнок всё больше убеждается в том, что он непослушный и пытается соответствовать этим словам. Таким образом, в результате такого важного компонента отношений родитель-ребёнок, как слова возникают порой совершенно непонятные для родителей, но совершенно очевидные для ребёнка, вещи. Итак, все причины «плохого поведения ребёнка» имеют свои корни в родительском отношении к ребёнку. Действительно, откуда ребёнок черпает информацию о том, кто он, какой он, как нужно себя вести? От родителей. И важная задача любого родителя – позволить ребёнку совершать ошибки (а кто их не совершал?), игнорируя их, и хвалить за самостоятельность и хорошие и правильные поступки. Важно платить ребёнку его зарплату в виде любви, мотивируя тем самым к новым хорошим поступкам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|