|
Русский оптимизмАвтор статьи: Ксения Эвнина
Активно развивающимся подходом к исследованию оптимизма и пессимизма является теория американских ученых М.Ф. Шейера и Ч.С. Карвера, обозначаемая как «теория диспозиционного оптимизма» и приобретающая популярность в отечественной психологической мысли. Диспозиционный оптимизм рассматривается как совокупность обобщенных положительных ожиданий индивида, которые можно в большей или меньшей степени распространить на всю его жизнь [5]. Пессимизм является противоположным полюсом оптимизма и описывает отрицательные обобщенные ожидания индивида относительно будущего. Таким образом, оптимизм и пессимизм по сути представляют собой двуединую ориентацию личности (диспозицию) относительно жизненных ситуаций. Отсюда и название подхода – теория диспозиционного оптимизма – включающее звучание лишь одного термина. Стоит отметить, что подобная интерпретация оптимизма хорошо знакома российскому менталитету. В обыденной ситуации, называя человека «оптимистом», мы приписываем ему поведение и мысли, описывающие положительный исход какого-либо события либо позитивные представления о жизненной перспективе. «Пессимистами» же принято считать людей, «не верящих» в «хороший конец». Думается, именно эта ментальная близость представлений М. Шейера и Ч. Карвера и общепринятого в отечественном разговорном лексиконе использования данных понятий обусловило возросший научный интерес к теории диспозиционного оптимизма и ее приложении к российской аудитории. Анализ литературы и искусства как некоторых обобщенных продуктов менталитета, а также данные некоторых социологических и социально-психологических исследований позволяют сформулировать особенности российского оптимизма и пессимизма. Одной из характерных этнопсихологических черт русского человека (то есть личности, социализированной в российском обществе) является вера в чудесный исход событий. Эту особенность замечает ряд культурологических исследователей [2] Хорошее будущее ассоциируется у большинства русских людей с тем, что произойдет чудо и все будет хорошо. На наш взгляд, отсюда велика роль таких понятий, как удача, везение (в контексте представлений о будущем). Вообще, в целом русским людям свойственна устремленность в будущее как противоположность заземленной, прагматичной сиюминутности: ближайшая минута, день и даже месяц не воспринимаются как будущее, оно всегда отдалено (отчасти поэтому – из-за отсутствия реального существования будущего – ему приписываются не всегда реальные, чудесные события) [1]. По нашему мнению, это объясняет такую черту, как оптимизм несмотря на актуальную ситуацию – будущее не всегда связывается с текущими событиями. Православие сильно повлияло на сознание русских, особенно на жизненную философию счастья. В рамках этой системы представлений о счастье (счастливом, хорошем будущем), как это ни парадоксально, важнейшее значение имеет компонент страдания [4]. Здесь любопытным образом и сливается в единую систему оптимизм относительно будущего и пессимизм настоящего. Также важно уточнить, что оптимистическое отношение к жизни в сознании инкультурированного в российское общество человека нельзя объяснить только материальным благополучием. Оптимизм и пессимизм – больше понятия идеального существования личности. На подобную связь понятий оптимизма и пессимизма с чертами народности, к которой принадлежит личность, указывают авторы концепции диспозиционного оптимизма. М. Шейер и Ч. Карвер пишут, что данные конструкты связаны с веками народной мудрости [7]. При этом отмечается роль оптимизма и пессимизма в формировании ясности целей личности (придают привычную для человека конкретность ожиданиям), что в свою очередь влияет на мотивацию и действенность или бездейственность личности в непосредственно в сложившихся ситуациях. Цели – этой действия, конечные состояния или значения, которые человек воспринимает либо как желательные, либо как нежелательные. Люди стараются выстраивать свое поведение в соответствии с желательным результатом и стараются держаться подальше от того, что считают нежелательным. Таким образом, если цели недостаточно значимы, никакие действия не выполняются. Кроме того, как указывают авторы, оптимизм и пессимизм в этом случае участвует в регуляции степени уверенности. Только если у человека достаточно уверенности, он совершает целенаправленные усилия. Еще одно популярное в российском сознании житейское представление, связанное с феноменом оптимизма – утверждение «земной шар, как известно, вертят именно оптимисты». Эта устоявшаяся фраза описывает представления о том, что оптимизм заставляет личность «двигаться», то есть совершать поступки, преодолевать трудности и препятствия. Данное представление находит подтверждение в исследованиях в рамках теории диспозиционного оптимизма. М.Ф. Шейер, Ч.С. Карвер и М. Бриджес отмечают, что оптимисты выбирают более эффективные копинг-стратегии, чем пессимисты, в результате более успешно справляются с проблемами, пессимисты же чаще сталкиваются с неудачами, и сбывшиеся ожидания подкрепляют оптимизм первых и пессимизм вторых [6]. Литература.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|