Выраженность оптимизма у подростков и их подверженность страхам

Понятия оптимизма (лат. optimus – наилучший) и пессимизма (лат. pessimus – наихудший) рассматриваются и с философской, и с социологической, и с социально-психологической точек зрения. В психологической интерпретации понятия «оптимизм» существует достаточно большое количество его определений: и как свойство личности, и как положительное отношение человека к жизни и действительности, и как особое позитивное мироощущение, и как способ мышления, и т.д.

В психологии выделяют несколько направлений изучения оптимизма. Исследование диспозиционного оптимизма является одним из наиболее известных направлений, основателями и самыми авторитетными представителями которого можно считать Ч. Карвера и М. Шейера. Этот подход строится на основе общей теории саморегуляции поведения – теории (или модели) «Ожидаемой ценности» Дж. Аткинсона. В основе этой модели лежит постулат о том, что поведение строится вокруг некоторой цели, оно направлено на её достижение. С точки зрения мотивов человека цели могут иметь разную значимость или ценность.

Второй основной элемент данной модели – ожидание, которое выражается в чувстве уверенности или сомнении относительно достижения цели. Если у человека недостаточно уверенности в достижимости цели, то он не будет предпринимать усилий. Сомнение может воспрепятствовать началу действия или разрушить действие в ходе его совершения. Только если у человека достаточно уверенности, он инициирует действие и продолжает свои попытки достигнуть цели при столкновении с препятствиями. Когда люди уверены в конечном успехе, они продолжают действовать даже перед лицом значительных трудностей.

Говоря об оптимизме/пессимизме, Ч. Карвер и М. Шейер, имеют в виду широкое, проявляющееся в разных ситуациях, чувство уверенности или сомнения, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер жизни, положительными или отрицательными ожиданиями. Сталкиваясь с препятствием, оптимисты более склонны действовать уверенно и настойчиво (даже если продвижения в направлении к цели незначительны), в то время как пессимисты склонны к сомнениям и колебаниям. Оптимисты уверены, что препятствие так или иначе может быть преодолено, в то время как пессимисты ожидают неудачи.

Следовательно, оптимистами можно назвать людей, склонных к  позитивным ожиданиям относительно будущего; пессимисты, соответственно, более склонны к негативным ожиданиям.

В своем исследовании мы придерживались данного подхода,  в котором оптимизм и пессимизм определен через особенности ожиданий человека, именно он оказался для нас наиболее близким. В качестве исследуемой выборки научный интерес представляли подростки.  Приняли участие 120 учащихся девятых классов гимназий №7 и №11 г. Минска, из них 60 юношей и 60 девушек.

Предстояло ответить на ряд вопросов: в какой мере подросткам присущи оптимистичные ожидания, действительно ли оптимистичные подростки испытывают меньше страхов или, по крайней мере, они у них выражены в меньшей мере и др.

В исследовании применялись следующие психодиагностические методики: опросник «Виды страхов» И.П. Шкуратовой; методика LOT (Life Orientation Test – «Тест жизненных ориентаций» М. Шейера и Ч. Карвера). Все полученные данные исследования были обработаны с использованием программного пакета STATISTICA.7.0.

При анализе результатов, полученных при проведении методики LOT, направленной на измерение диспозиционного оптимизма, были получены следующие данные: выраженный оптимизм выявлен у 68% подростков, пессимизм – у 32%. Это означает, что большая половина испытуемых верит в себя и в положительные жизненные перспективы. Такие подростки характеризуются активным поиском решения проблемы, не зацикливаются на причинах своих неудач и проблем, отличаются энергичностью, твердостью духа, силой воли.

32% респондентов готовы порой уступать трудностям, довольствоваться малым, возможно, отрицают или игнорируют проблемы. Зачастую такие подростки характеризуются подавленным настроением, пониженной волей к каким-либо достижениям.

Значимых гендерных различий на данной выборке не выявлено: 67% девушек и 70% юношей придерживаются оптимистичных взглядов на жизнь, соответственно 33% девушек и 30% юношей – пессимистичных. Это подтвердила и статистическая обработка – достоверность различий выраженности оптимизма между выборками юношей и девушек составила Uэмп=1555 выше Uкр 0,05=1486.

При интерпретации данных, полученных в ходе проведения методики «Виды страхов», можно констатировать, что у 84% подростков преобладает низкий уровень наличия страхов, что является вполне закономерным для данной возрастной группы.

Среди всех видов страхов у испытуемых преобладают фобии (32%). Большинство респондентов боятся смерти близких людей, болезни, медицинских процедур, темноты, высоты. Вероятнее всего, они берут свое начало в дошкольном возрасте, в младшем школьном, когда среди всех видов страхов преобладают именно фобии. По мере взросления они убывают, но, как оказалось, сохраняют свое место и в подростковом возрасте.

Социальные страхи выявлены  у четверти испытуемых (25%) и у 22%  – учебные. Другими словами, подростки опасаются негативной оценки со стороны окружающих, боятся критики, предательства и утраты любви со стороны близких. Социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают именно в подростковом возрасте, поскольку на этом этапе развития ведущей деятельностью является общение со сверстниками. К учебным страхам относятся: боязнь получить плохую отметку, страх отвечать у доски, вызов родителей в школу. Несмотря на то, что учебная деятельность, как ведущая, отходит на второй план, учебные страхи также широко распространены у подростков. Криминальные страхи присутствуют у 12% подростков, мистические – у 9%.

Гендерные различия выявлены в основном по учебным и социальным страхам: девушки острее переживают социальные страхи, а юноши – учебные. Достоверность различий доказана применением U-критерия Манна-Уитни. Различия между двумя группами значимы, т.к. Uэмп=1251,5 ниже Uкр 0,01=1356.

В исследовании также выявлялось наличие возможной связи между оптимизмом (пессимизмом) и определенными видами страхов. Показатели всех переменных имели распределение отличное от нормального. Поэтому дальнейшая статистическая обработка проводилась с применением методов непараметрической статистики – с помощью корреляционного анализа по формуле Спирмена.

Прямая значимая связь выявлена у девушек между страхами и пессимизмом (r = 0,34 при p < 0,05); у юношей она крайне слабая (r = 0,12 при p < 0,05). Возможно, это может быть связано с тем, что наличие страхов у подростков не противоречит их вере в положительные жизненные перспективы, в себя и свое окружение; не склоняет их в сторону оптимизма или пессимизма.

Что касается наличия связи между отдельными видами страхов и оптимизмом/пессимизмом, то они выявлены только у девушек-подростков.

Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Взаимосвязи видов страхов с оптимизмом/пессимизмом у девушек

                                             Spearman
(девушки)                                             p-level
фобии & оптимизм                  -0,32 0,01
фобии & пессимизм                 0,33 0,009
учебные & пессимизм             0,29 0,02
социальные & пессимизм      0,32 0,01
криминальные & пессимизм  0,27 0,03
мистические & пессимизм      0,26 0,04

Примечание. В таблицу включены только значимые коэффициенты корреляции.

В юношеской выборке не выявлено значимых корреляций, что может свидетельствовать об отсутствии или незначимости данной связи. Таким образом, результаты исследования доказывают, что это проблема в основном девичья.

Итак, результаты, полученные в исследовании, свидетельствуют о том, что треть всей выборки девушек и юношей в большей мере подвержены пессимизму. Однако большая часть подростков (67% девушек и 70% юношей) придерживаются оптимистичных взглядов на жизнь, у них отмечается положительное отношение к жизни и действительности, присутствует вера в себя, чувство уверенности в достижении цели и т.д. Это является одним из показателей психологического здоровья личности в данной возрастной группе. 

Ржеутская Н.А., Грицевич Т.Д.



Просмотров: 575
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношение к психологическому он-лайн консультированию у юношей и девушек
  • Проблемы взаимоотношений юношей и девушек
  • Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей
  • Образ мужчины в представлениях современных девушек и юношей
  • Оптимизм и пессимизм — те же яйца только в профиль
  • Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков и юношей с ОПФР
  • Оптимизм или пессимизм?
  • Страх секса у девушек. В чем может быть проблема.
  • Сценарное мышление: оптимизм и пессимизм
  • Работа над повышением своей уверенности: избавление от страхов
  • 3 причины страхов человека
  • Женские сексуальные проблемы. Сексуальные страхи женщин и девушек
  • ТОП 10 самых главных страхов человека
  • Страх всех страхов (Возвращение к Истоку)
  • Особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости
  • Устраняем синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН). Боязнь девушек. Сексуальные проблемы
  • Если Финист не вполне ясный сокол. Темная сторона женских страхов и желаний.
  • Боязнь будущего. Страх новых технологий. Реакционный пессимизм.
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Что может нанести ребенку психическую травму и стать причиной страхов и фобий?
  • Виды страхов.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Виды страхов на соревнованиях
  • Знакомства на машине, реальные практики только для девушек
  • Является ли большая разница в возрасте партнеров препятствием для достижения любви?
  • Для милых девушек. Стратегии поведения в опасных ситуациях
  • Коллекция страхов при продвижении себя
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Про депрессию, созависимость и уважающих себя девушек
  • Почему ваш мужчина может "западать" на молоденьких девушек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь