|
Возрастные страхи дошкольниковАвтор статьи: Русиева Ирина Борисовна
В данной статье речь пойдёт о страхах. Каждый родитель знаком с различными проявлениями страхов у своих детей. Вопрос в том, зачем они нужны человеку? Какое значение несет в себе страх в развитии ребенка? Для начала заметим, что страх – такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление, восхищение, печаль и т.п. Он несет в себе охранительную функцию для выживания. Страх основан на инстинкте самосохранения, он возникает в ответ на угрозу. Согласитесь, если бы мы не боялись, к примеру, высоты, то могли бы спокойно ходить по краю высокой крыши, и неизвестно, к чему бы это могло привести (хотя в жизни, как и в правилах, есть исключения). Каждому периоду развития ребенка соответствуют свои возрастные страхи. В добавлении хочется указать на то, что, как заметил А.И.Захаров, помимо обычных страхов, гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи - упадёшь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т.д. Маленькому ребенку ещё не ясно, чем это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Конечно, детей следует ограждать от опасностей, но просто запугать всегда проще и быстрее, а потом (почти сразу, через месяц, год и т.п.) мы можем столкнуться с другими более сложными проблемами: неуверенность в себе, страх перемен, страх в общении с незнакомыми людьми и т.п. На мой взгляд, всё полезно в меру. Где-то можно сказать «Осторожно» (и объяснить почему), где-то - «Будь внимателен» (и указать, на что обратить внимание, лучше сказать и показать), порой просто «Тихонечко» (опять же, объяснить почему). Возраст 0-1 год Беспокойства, страхи, стресс, испытываемые женщиной во время беременности, являются первым «опытом» беспокойство у ребенка. Выражается это в его учащенном сердцебиении и соответствующих двигательных реакциях. Это понятно, если мы вспомним, что мать и дитя в период беременности являются единым целым. В психологии также известны случаи, когда после асфиксии (удушья) плода в последствие уже взрослый человек боится носить шарфы, но это уже тема фобии. На первом году жизни помимо ухода и питания ребенок нуждается в эмоциональном контакте со стороны матери. Само рождения для ребенка уже является стрессовой ситуацией. Согласитесь, 9 месяцев он жил в тепле, сытости и симбиозе с матерью, а после родов происходит резкая «смена климата»: сухо, холодно, отдельно от матери. Лишь только ближе к году у ребенка происходит эмоциональное отделение от матери. Да и мамы даже после года на любой вопрос касаемо ребенка отвечают с местоимением «мы»: «НАМ исполнилось…», «А МЫ теперь кашу кушаем», «МЫ сегодня рано встали» и т.п. Многие родители замечали, что ребенок на данном периоде жизни, без видимой причины мог разрыдаться во сне. Это последствия родов страхов, а также беспокойства, связанного с привыканием к новой окружающей среде. По сведениям А.И.Захарова, беспокойство в отсутствие матери становится отчетливо выраженным в 7, а боязнь чужих – в 8 месяцев, что указывает на наличие эмоционального контакта с матерью и способность отличать её от других. Со временем это беспокойство уменьшается и практически прекращается боязнь посторонних. Возраст 1-3 года В этом возрасте интенсивно развиваются интеллект и мышление. К 2 годам происходит осознание ребенком собственной личности, своего «Я». Возраст 2-3 лет называют возрастом упрямства. На самом же деле, в этот период происходит развитие волевых качеств, решительности и уверенности. Если постоянно «воевать» с ребенком, ограничивать его самостоятельность и оберегать от малейших пустяковых «опасностей», то в дальнейшем мы получим неуверенного в себе, боязливого ребенка. По мере взросления ребенка и его знакомства со сказками в жизни ребенка появляются как новые знания, так и новые источники страхов. Некоторые родители с усердием пугают детей не только большими злыми и кусачими собаками, но и волками, Бабой Ягой и т.п. Волк снится тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Ближе к 3 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью. На мой взгляд, детям и так хватает собственных настоящих и надуманных ими самими страхов, что навязывание и внушение новых (бабайка, злой дядя, медсестра со шприцом за углом и т.п.) – это, по крайней мере, неполезно и в конце концов в будущем откликнется самим же родителям. Ученые проводили опрос200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. По данным опроса, наиболее частым у детей 1-2 года является страх неожиданных звуков. На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанных с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план, затем следуют страхи одиночества. По сравнению с 1-м годом уменьшается страх неожиданных звуков. Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники). Как же помочь детям преодолевать беспокойство и страхи? Во-первых, в первые годы малыш больше всего нуждается в эмоциональном чувстве безопасности. Если мама рядом, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют «Я» ребенка, то малыш спокойно преодолеет свои страхи. Во-вторых, немаловажное значение имеет уверенность в себе самих родителей. В моей практике был случай, когда ребенок примерно от 1,5 до 2 лет сильно боялся медработников. Педиатр не мог даже горло посмотреть и «послушать» ребенка, только малыш заходил в кабинет, сразу начинал плакать. Оказывается, мама малыша сама очень боялась врачей и ходила на прием лишь по крайней необходимости. Причем во время каждого посещения любой поликлиники или больницы у неё появлялась внутренняя дрожь и щемящее чувство беспокойства, что естественно передавалось ребенку. Дети более наблюдательны и чувствительны, чем взрослые. Возраст 3-5 лет Это возраст эмоционального обогащения «Я» ребенка. Малыш уже начинает более-менее называть и разбираться в своих чувствах, начинает четко выражаться стремление к доверию, пониманию, близости с другими людьми. Появляются также такие чувства, как вина и сопереживание. Возрастает самостоятельность ребенка: он уже может занять себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых. Интенсивно развивается воображение, что в свою очередь влечет вероятность появления и развития воображаемых страхов. Примерно к 4 годам становится максимально выражено эмоциональное предпочтение родителя другого пола. Таким образом, в данном возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, с помощью чего ребенок старается привлечь к себе внимание. Ведь положительное поведение воспринимается родителями как само собой разумеющееся и порой не оценивается, а в период плохого поведения ребенка родители активно участвуют в его жизни с целью перевоспитания. Но и без всего этого в 3-5 лет часто встречаются следующая триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Чрезмерная опека в семье возможно более вредна, чем безнадзорность. Ведь этим только подчеркивается, что ребенок слабый и беззащитный перед окружающим миром, полным неизвестности и опасности. Заметим также, что родительские страхи безотчетно передаются детям. Так что, дорогие родители, проанализируйте своё поведение. В моей практике был следующий положительный случай: одна мама боялась собак, но при появлении животного не подавала признаков беспокойства, начинала рассказывать своему ребенку о собаках, что нельзя их хватать, кричать, надо их любить, что животные отличаются от людей (пришлось маме про них заранее почитать) и т.п., вместе с ребенком они кормили животных (птиц, кошек и собак). В итоге не только ребенок не проявлял страха перед собаками и благожелательно относился к ним, но и мама стала более спокойна в отношении их. Вот такая собственная терапия через малыша! Возраст 5-7 лет Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Всё больше развиваются произвольность и волевые качества ребенка. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка. Постепенно ребенок начинает задавать следующие вопросы: «Откуда всё взялось?», «Зачем люди живут?» и т.п. Формируются система ценностей, чувство дома, родителей, понимание значения семьи. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни. В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем – детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А мы не опоздаем?», «А ты купишь?», «А вдруг меня не возьмут замуж?». Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость (в этом смысле, полезно их самим не говорить, хотя бы при ребенке). Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола, что выражается в подражании, в том числе привычкам, манере поведения и т.п. Развод родителей у детей данного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Ведущим страхом 5-7 лет является страх смерти. Обычно дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о своих болячках, болезнях, о смерти близких и знакомых (особенно внезапных: при авариях, отравлениях и т.п.). Если ребенок сам по себе тревожный, то беспокойства подобного рода только усилят возрастной страх смерти. Полезно разговаривать с ребенком о его волнениях, беспокойствах и страхах. Можно рассказать малышу какую-нибудь сказку, где у героя были подобного рода переживания, но всё в итоге закончилось благополучно. Или вместе с ребенком нарисовать его страх и обсудить (это будет способствовать снятию психического напряжения; рисуя, дети дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями.). При попытках заглушить страхи ребенка следующими высказываниями: «да нечего тут бояться!», «всё это пустяки», «да нет тут ничего!» и т.п. вы лишь усугубите дело. Ребенок перестанет вам рассказывать о своих беспокойствах, но не потому что они ушли, а потому что он решит, что вы не в силах им помочь и останутся наедине со своими страхами, которые позже могут перейти в навязчивую или иную подчас невероятную форму. И в заключении хочется сказать, что дети – это инвестиции в будущее. И только по истечении определенного периода мы получим или прибыль, или убыток. Кто во что вкладывал, а точнее кто какие качества развивал… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|