Какие возможности у детства

Какие возможности у детства.


Все мы хотим счастья своим детям. Мы хотим их видеть умными, добрыми, здоровыми и свободными в своём выборе. Но чаще мы слышим о зависимых, то есть не свободных отношениях. Зависимость ( потеря свободы выбора человека) включает в себя:

-- химическую зависимость - от алкоголя, наркотиков, табака;

-- от азартных и компьтерных игр;

-- от еды, кофе и т.д.;

-- от отношений;

А первопричина всех зависимостей без исключения идентична и закладывается в раннем детстве. Зависимость определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершённость одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии. Согласно исследования психолога М.Маллер ребёнок в своём развитии проходит несколько стадий от 0 до 12 лет:

Первая стадия от 0 до 6-9 месяцев. Ребёнок зависит от близких взрослых ( матери, отца и др.). Задача взрослых в этот период – заложить основу доверия к окружающему миру.

Вторая стадия от 9 месяцев до 3 лет. У ребёнка ярко выражен стимул к исследованию мира. Роль в воспитании ребёнка отцом становится всё более значима. На данном этапе важно установление доверия к миру на основе эмоциональной базы, т.е. при успешном прохождении предыдущей стадии.

Третья стадия длится примерно до 6 лет. Стадия независимости. Ребёнок начинает действовать автономно, но с постоянной поддержкой и оглядкой на родителей. Важная стадия формирования личности ребёнка. Свободная и независимая личность будет развита, опять же, при успешном прохождении предыдущих стадий.

Четвёртая стадия от 6 до 12 лет. Стадия взаимозависимости. Задачи данной стадии – приобретение способности двигаться вперёд и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-дискомфорта.

Все стадии между собой взаимосвязаны. Нарушение на одной из них влечёт за собой нарушение на другой и является первопричиной развития какой-либо зависимости.

Три из четырёх стадий приходятся на период пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении. На этот возрастной период приходится и важный для становления личности ребёнка период – период кризиса трёх лет.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с детьми происходит, зная закономерности личностного развития своих детей. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества?

Важно знать, что упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества.

Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственного достоинства.

Агрессивность – крайняя форма самозащиты.

Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности. Это необходимые для выживания в обществе качества. Ребенок должен выйти из кризиса с набором личностных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений. Взрослые имеют право на помощь ребёнку в размещении разных чувств в жизни своей и своих близких . А так же на собственном примере научить экологично проявлять эмоции.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
  • Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
  • Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

 

Важный момент,который многие дети проходят между двумя и четырьмя годами, период, когда удары и кусание являются единственной формой общения, для того чтобы показать это свое состояние, например: «Я сержусь, а ты не понимаешь», или «Я хочу это, а ты не даешь!». Не умея выразить свои желания словами, дети порой склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов. Это вполне нормальная стадия развития может превратиться в дурную привычку, если, подрастая, ребенок не научится подавлять свою агрессию. Справиться с агрессивным поведением ребенка на этой стадии развития можно, если взрослые в своем поведении будут придерживаться определенных правил, потому что исследования показывают, что агрессивность передается также через подражание. Одни дети становятся агрессивными, подражая сверстникам, другие – из-за того, что постоянно подвергаются насилию в семье или наблюдают жестокие отношения, где скандалы и драки являются единственным способом решения всех проблем. В таких семьях вся обстановка способствует усвоению ребенком норм агрессивного поведения, потому что добиться своего он может только грубостью, дерзостью и насилием. Ученые также обнаружили у детей связь между просмотром телепередач со сценами насилия и возникновения склонности к агрессии, есть предположения, что такая агрессия носит временной характер, а если сцены насилия ребенок смотрит каждый день по три-четыре часа? Тогда у ребенка идет подкрепление агрессивного поведения. Родителей очень часто волнует и беспокоит агрессивность ребенка, даже самые терпеливые вполне справедливо начинают негодовать, если ребенок ударит их, желая дать выход своей злости. До трехлетнего возраста возможны обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей такого возраста все-таки не характерна. Если ваш трех-четырехлетний ребенок без конца дерется с товарищами по детской площадке, кусается, набрасывается на маленьких детей, отбирает у них игрушки, так что никто не хочет с ним играть, внимательно приглядитесь, и задайте себе вопрос, что травмирует его дома? Может быть, он пытается ударить других детей, потому что ему хочется стукнуть своего младшего брата, но он боится вас? А может быть, он отнимает игрушки у других, потому что у него своих слишком мало? Или ребенок вообразил, что игрушки – это свидетельство родительской любви?

Самый лучший способ борьбы с агрессивностью – быть внимательным к ребенку, заботиться о нем, устанавливать правила поведения только в дружелюбной форме, дружить с ребенком, никогда не критиковать его в присутствии других людей, не проявлять силу (не шлепать), не читать нотации и всегда быть в курсе того, как он ведет себя в отсутствие мамы. Именно понимание причины детской агрессивности помогает взрослым вести себя правильно в любой ситуации. Ребенка, который постоянно дерется на детской площадке, сначала нужно строго предупредить: «Если будешь драться, то сразу же уйдем с площадки, и будешь играть один». Не послушается – увести ребенка минут на десять, а перед возвращением к детям нужно снова предупредить о том, что прогулка закончится, если будет вести себя по-прежнему. Лишение возможности общения с другими детьми действует гораздо лучше физического наказания.

Таким образом, вы сразу же устанавливаете правила: «Мы никого и никогда не бьем, и нас никто не бьет». Для детей старше четырех лет требования более подробные: «В нашем доме существует правило: подожди, если тебе хочется поиграть игрушкой, с которой играет другой». Этих требований нужно строго придерживаться, до тех пор пока у ребенка не выработается привычка и навык совладания со своими эмоциями и в этом ему должен помочь взрослый. В период проявления детской агрессии взрослому необходимо научиться контролировать собственные негативные эмоции. Неправильным поведением взрослых можно считать повышение голоса и переход на крик, угрожающая поза, негодование, высмеивание и передразнивание, «чтение морали», угроза наказания или само наказание, подкуп, негативная оценка личности ребенка, втягивание в конфликт посторонних людей, рукоприкладство, сравнение ребенка с другими детьми, да еще и не в его пользу. Так необходимо вести себя и при проявлении ребёнком других негативных эмоций. Наберитесь терпения и постоянно подкрепляйте свои требования своим поведением.

Как гласит японская пословица: “ Не воспитывайте своих детей, занимайтесь собственным воспитанием.”( моя вольная интерпретация, услышала в разговоре со своей знакомой).

 

 

 



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Предречевой период в развитии ребенка.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь