|
Какие возможности у детстваАвтор статьи: Светлана Анатольевна Гулинская
Какие возможности у детства.
-- химическую зависимость - от алкоголя, наркотиков, табака; -- от азартных и компьтерных игр; -- от еды, кофе и т.д.; -- от отношений; А первопричина всех зависимостей без исключения идентична и закладывается в раннем детстве. Зависимость определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершённость одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии. Согласно исследования психолога М.Маллер ребёнок в своём развитии проходит несколько стадий от 0 до 12 лет: Первая стадия от 0 до 6-9 месяцев. Ребёнок зависит от близких взрослых ( матери, отца и др.). Задача взрослых в этот период – заложить основу доверия к окружающему миру. Вторая стадия от 9 месяцев до 3 лет. У ребёнка ярко выражен стимул к исследованию мира. Роль в воспитании ребёнка отцом становится всё более значима. На данном этапе важно установление доверия к миру на основе эмоциональной базы, т.е. при успешном прохождении предыдущей стадии. Третья стадия длится примерно до 6 лет. Стадия независимости. Ребёнок начинает действовать автономно, но с постоянной поддержкой и оглядкой на родителей. Важная стадия формирования личности ребёнка. Свободная и независимая личность будет развита, опять же, при успешном прохождении предыдущих стадий. Четвёртая стадия от 6 до 12 лет. Стадия взаимозависимости. Задачи данной стадии – приобретение способности двигаться вперёд и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-дискомфорта. Все стадии между собой взаимосвязаны. Нарушение на одной из них влечёт за собой нарушение на другой и является первопричиной развития какой-либо зависимости. Три из четырёх стадий приходятся на период пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении. На этот возрастной период приходится и важный для становления личности ребёнка период – период кризиса трёх лет. Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с детьми происходит, зная закономерности личностного развития своих детей. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества? Важно знать, что упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества. Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я». Эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственного достоинства. Агрессивность – крайняя форма самозащиты. Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности. Это необходимые для выживания в обществе качества. Ребенок должен выйти из кризиса с набором личностных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений. Взрослые имеют право на помощь ребёнку в размещении разных чувств в жизни своей и своих близких . А так же на собственном примере научить экологично проявлять эмоции. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Что могут сделать родители:
Важный момент,который многие дети проходят между двумя и четырьмя годами, период, когда удары и кусание являются единственной формой общения, для того чтобы показать это свое состояние, например: «Я сержусь, а ты не понимаешь», или «Я хочу это, а ты не даешь!». Не умея выразить свои желания словами, дети порой склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов. Это вполне нормальная стадия развития может превратиться в дурную привычку, если, подрастая, ребенок не научится подавлять свою агрессию. Справиться с агрессивным поведением ребенка на этой стадии развития можно, если взрослые в своем поведении будут придерживаться определенных правил, потому что исследования показывают, что агрессивность передается также через подражание. Одни дети становятся агрессивными, подражая сверстникам, другие – из-за того, что постоянно подвергаются насилию в семье или наблюдают жестокие отношения, где скандалы и драки являются единственным способом решения всех проблем. В таких семьях вся обстановка способствует усвоению ребенком норм агрессивного поведения, потому что добиться своего он может только грубостью, дерзостью и насилием. Ученые также обнаружили у детей связь между просмотром телепередач со сценами насилия и возникновения склонности к агрессии, есть предположения, что такая агрессия носит временной характер, а если сцены насилия ребенок смотрит каждый день по три-четыре часа? Тогда у ребенка идет подкрепление агрессивного поведения. Родителей очень часто волнует и беспокоит агрессивность ребенка, даже самые терпеливые вполне справедливо начинают негодовать, если ребенок ударит их, желая дать выход своей злости. До трехлетнего возраста возможны обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей такого возраста все-таки не характерна. Если ваш трех-четырехлетний ребенок без конца дерется с товарищами по детской площадке, кусается, набрасывается на маленьких детей, отбирает у них игрушки, так что никто не хочет с ним играть, внимательно приглядитесь, и задайте себе вопрос, что травмирует его дома? Может быть, он пытается ударить других детей, потому что ему хочется стукнуть своего младшего брата, но он боится вас? А может быть, он отнимает игрушки у других, потому что у него своих слишком мало? Или ребенок вообразил, что игрушки – это свидетельство родительской любви? Самый лучший способ борьбы с агрессивностью – быть внимательным к ребенку, заботиться о нем, устанавливать правила поведения только в дружелюбной форме, дружить с ребенком, никогда не критиковать его в присутствии других людей, не проявлять силу (не шлепать), не читать нотации и всегда быть в курсе того, как он ведет себя в отсутствие мамы. Именно понимание причины детской агрессивности помогает взрослым вести себя правильно в любой ситуации. Ребенка, который постоянно дерется на детской площадке, сначала нужно строго предупредить: «Если будешь драться, то сразу же уйдем с площадки, и будешь играть один». Не послушается – увести ребенка минут на десять, а перед возвращением к детям нужно снова предупредить о том, что прогулка закончится, если будет вести себя по-прежнему. Лишение возможности общения с другими детьми действует гораздо лучше физического наказания. Таким образом, вы сразу же устанавливаете правила: «Мы никого и никогда не бьем, и нас никто не бьет». Для детей старше четырех лет требования более подробные: «В нашем доме существует правило: подожди, если тебе хочется поиграть игрушкой, с которой играет другой». Этих требований нужно строго придерживаться, до тех пор пока у ребенка не выработается привычка и навык совладания со своими эмоциями и в этом ему должен помочь взрослый. В период проявления детской агрессии взрослому необходимо научиться контролировать собственные негативные эмоции. Неправильным поведением взрослых можно считать повышение голоса и переход на крик, угрожающая поза, негодование, высмеивание и передразнивание, «чтение морали», угроза наказания или само наказание, подкуп, негативная оценка личности ребенка, втягивание в конфликт посторонних людей, рукоприкладство, сравнение ребенка с другими детьми, да еще и не в его пользу. Так необходимо вести себя и при проявлении ребёнком других негативных эмоций. Наберитесь терпения и постоянно подкрепляйте свои требования своим поведением. Как гласит японская пословица: “ Не воспитывайте своих детей, занимайтесь собственным воспитанием.”( моя вольная интерпретация, услышала в разговоре со своей знакомой).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|