Стадии групповой психотерапии

1. Первая стадия: ориентация и зависимость

     На первых сеансах участники ищут рациональные основания для терапии; не вполне понимают, какое отношение имеет деятельность группы к их личным терапевтическим целям. Вместе с тем участники примеряются друг к другу и к группе в целом. Каждый ищет для себя такую роль, которая обеспечит ему благополучное существование в группе, и задается вопросом: будут его любить и уважать или игнорировать и отвергать? Хотя официально участники считают: "Терапевтическая группа нужна мне, чтобы лечиться", но они тратят много сил, добиваясь одобрения, принятия, уважения или доминирования. Некоторым людям принятие и одобрение кажутся настолько маловероятными, что они, защищаясь, убеждают себя в малоценности группы и могут покинуть ее после первого же сеанса, принижают душевные и умственные достоинства ее участников и напоминают себе, что группа представляет собой оторванное от реальности, искусственное образование. Люди спрашивают себя: что повлечет за собой участие в группе, какую долю себя надо открывать или отдавать, какого рода обязательство придется на себя брать? На сознательном или почти сознательном уровне они ищут ответы на эти и подобные вопросы.

Психотерапевтическая группа с самого начала зависима от «лидера». Скрыто и явно участники смотрят на ведущего, ждут от него распоряжений, ответов на вопросы, а также одобрения и принятия. Комментарии ведущего тщательно исследуются на предмет указаний по поводу желательного и нежелательного поведения. Участники  ведут себя так, будто спасение придет только или главным образом от ведущего.

Типичная характеристика молодой группы – предоставление и поиски советов: люди делятся в группе проблемами в отношениях с супругами, детьми, работодателями и т. д., а группа пытается помочь им в практическом разрешении этих проблем. Подобная помощь редко несет в себе что-то функционально ценное. Скорее она выступает как способ выражения взаимного интереса и заботы. 

2. Вторая стадия: конфликты и протест

     На второй стадии интересы участников смещаются к доминированию, контролю и власти. На этой фазе отношениям между участниками или между участниками и ведущим присуща конфликтность. Каждый старается прийти к такому уровню инициативы и власти, который является для него предпочитаемым. Чаще звучат негативные комментарии и взаимная критика участников. На этой стадии также часты попытки ухода из группы.

     В этой стадии возникает враждебность по отношению к терапевту. Эта враждебность уходит своими корнями в нереалистические ожидания пациентов: каждый тайно наделяет терапевта воистину магическими свойствами. Постепенно, по мере осознания людьми ограничений, которые есть у терапевта, как у любого человеческого существа, реальность принимается такой, какая она есть, и враждебность к ведущему исчезает. Этот процесс не является вполне осознанным: на уровне сознания участники могут ратовать за демократическую группу, черпающую силу из своих собственных ресурсов, на бессознательном уровне (на более глубинном) жаждать зависимости. Ведущие групп отказываются играть традиционную роль представителей авторитета: они не ведут за собой, не отвечают на вопросы и не дают готовых ответов и решений; вместо этого они поощряют группу к исследованию и использованию своих собственных ресурсов. Обычно только после нескольких сеансов участники приходят к осознанию того, что терапевт не удовлетворит их потребность в сильном лидере.

     Еще одну причину негодования по отношению к ведущему можно увидеть в постепенном осознании каждым участником того, что он не станет «любимым чадом» ведущего, что терапевт интересуется им не более, чем всеми остальными; сеются семена соперничества и враждебных чувств по отношению к другим участникам. Каждый смутно ощущает какое-то неясное предательство со стороны терапевта.

3. Третья стадия: развитие сплоченности

     В этой  стадии  снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности. Теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к  групповой  деятельности и совместной работе.

     Центральной темой является разговор о себе  с открытым выражением чувств. Психотерапевтическая группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он смог открыться.

Хотя в этой фазе участники чувствуют себя более раскрепощенными и легче раскрываются, тем не менее, возникают ограничения коммуникации иного качества: часто группа подавляет всякое выражение негативного аффекта, опасаясь, что он повредит сплоченности. В каком-то смысле участники объединяются против всего остального мира. Они поддерживают друг друга, гордятся своей группой, а если у кого-то из участников  обнаруживаются противники во внешнем мире, вся группа горячо осуждает их. Тем не менее, необходима самостоятельность и конфликт.  И только тогда группа превращается в зрелую рабочую группу – состояние, длящееся всю оставшуюся жизнь группы, с периодической регрессией к предшествующим фазам.

©ПСИХОКЛАССНИКИ™



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Что представляет собой психотерапевтическая группа
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Дети после развода. Декорация или участники?
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Что дает участие в психологической группе? Личный опыт ведущего.
  • Сложные эффекты в работе. Множественные участники. Для психологов
  • Терапевтическая группа для психотерапевтов - группа с двойным дном
  • О динамической группе, часть 3. Семья как группа
  • "А если бы я пришел с..." или как мне поможет психотерапевтическая группа?
  • О динамической группе, часть 4. Рабочий коллектив как группа
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Что такое психотерапевтическая группа
  • О чем молчат участники войн
  • Участники СМ в школьном сообществе. Помощь педагогам-предметникам.
  • Что делать если тренинг или группа оказались не полезными? Инструкция по применению.
  • Психотерапевтическая группа или как изменить привычки в отношениях
  • Клиентская группа. Инсайты участников. Часть №1
  • Как улучшить взаимоотношения в семье? Скрытые участники
  • Пост-Ликбез #1 и #2. Долгосрочная Закрытая психотерапевтическая группа. Что это?
  • Что за "зверь" психотерапевтическая группа?
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Участники Службы медиации в школьном сообществе
  • Участники военных конфликтов: подвиг, истощение, стабилизация
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Терапевтическая группа, что это?
  • Терапевтическая группа - что это?
  • Что такое терапевтическая группа.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь