|
Стадии групповой психотерапииАвтор статьи: Прудникова Юлия Александровна
1. Первая стадия: ориентация и зависимость На первых сеансах участники ищут рациональные основания для терапии; не вполне понимают, какое отношение имеет деятельность группы к их личным терапевтическим целям. Вместе с тем участники примеряются друг к другу и к группе в целом. Каждый ищет для себя такую роль, которая обеспечит ему благополучное существование в группе, и задается вопросом: будут его любить и уважать или игнорировать и отвергать? Хотя официально участники считают: "Терапевтическая группа нужна мне, чтобы лечиться", но они тратят много сил, добиваясь одобрения, принятия, уважения или доминирования. Некоторым людям принятие и одобрение кажутся настолько маловероятными, что они, защищаясь, убеждают себя в малоценности группы и могут покинуть ее после первого же сеанса, принижают душевные и умственные достоинства ее участников и напоминают себе, что группа представляет собой оторванное от реальности, искусственное образование. Люди спрашивают себя: что повлечет за собой участие в группе, какую долю себя надо открывать или отдавать, какого рода обязательство придется на себя брать? На сознательном или почти сознательном уровне они ищут ответы на эти и подобные вопросы. Психотерапевтическая группа с самого начала зависима от «лидера». Скрыто и явно участники смотрят на ведущего, ждут от него распоряжений, ответов на вопросы, а также одобрения и принятия. Комментарии ведущего тщательно исследуются на предмет указаний по поводу желательного и нежелательного поведения. Участники ведут себя так, будто спасение придет только или главным образом от ведущего. Типичная характеристика молодой группы – предоставление и поиски советов: люди делятся в группе проблемами в отношениях с супругами, детьми, работодателями и т. д., а группа пытается помочь им в практическом разрешении этих проблем. Подобная помощь редко несет в себе что-то функционально ценное. Скорее она выступает как способ выражения взаимного интереса и заботы. 2. Вторая стадия: конфликты и протест На второй стадии интересы участников смещаются к доминированию, контролю и власти. На этой фазе отношениям между участниками или между участниками и ведущим присуща конфликтность. Каждый старается прийти к такому уровню инициативы и власти, который является для него предпочитаемым. Чаще звучат негативные комментарии и взаимная критика участников. На этой стадии также часты попытки ухода из группы. В этой стадии возникает враждебность по отношению к терапевту. Эта враждебность уходит своими корнями в нереалистические ожидания пациентов: каждый тайно наделяет терапевта воистину магическими свойствами. Постепенно, по мере осознания людьми ограничений, которые есть у терапевта, как у любого человеческого существа, реальность принимается такой, какая она есть, и враждебность к ведущему исчезает. Этот процесс не является вполне осознанным: на уровне сознания участники могут ратовать за демократическую группу, черпающую силу из своих собственных ресурсов, на бессознательном уровне (на более глубинном) жаждать зависимости. Ведущие групп отказываются играть традиционную роль представителей авторитета: они не ведут за собой, не отвечают на вопросы и не дают готовых ответов и решений; вместо этого они поощряют группу к исследованию и использованию своих собственных ресурсов. Обычно только после нескольких сеансов участники приходят к осознанию того, что терапевт не удовлетворит их потребность в сильном лидере. Еще одну причину негодования по отношению к ведущему можно увидеть в постепенном осознании каждым участником того, что он не станет «любимым чадом» ведущего, что терапевт интересуется им не более, чем всеми остальными; сеются семена соперничества и враждебных чувств по отношению к другим участникам. Каждый смутно ощущает какое-то неясное предательство со стороны терапевта. 3. Третья стадия: развитие сплоченности В этой стадии снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности. Теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к групповой деятельности и совместной работе. Центральной темой является разговор о себе с открытым выражением чувств. Психотерапевтическая группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он смог открыться. Хотя в этой фазе участники чувствуют себя более раскрепощенными и легче раскрываются, тем не менее, возникают ограничения коммуникации иного качества: часто группа подавляет всякое выражение негативного аффекта, опасаясь, что он повредит сплоченности. В каком-то смысле участники объединяются против всего остального мира. Они поддерживают друг друга, гордятся своей группой, а если у кого-то из участников обнаруживаются противники во внешнем мире, вся группа горячо осуждает их. Тем не менее, необходима самостоятельность и конфликт. И только тогда группа превращается в зрелую рабочую группу – состояние, длящееся всю оставшуюся жизнь группы, с периодической регрессией к предшествующим фазам. ©ПСИХОКЛАССНИКИ™ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|