|
Без образовАвтор статьи: Цыбина Наталья Алексеевна
Но есть люди, которым очень тяжело видеть и воспринимать образы. Это даже не обязательно может быть какой-либо метафорический образ, который они не могут представить, даже просто образ ситуации, которая происходит регулярно. В каких случаях так происходит? 1. Образное мышление не развито в принципе. К.Д. Ушинский - основатель научной педагогики в России:
Девочка 17-ти лет, невроз. Сильное напряжение в теле. Образов нет от слова совсем. Её отдали учиться в гимназию в экспериментальный класс, ребёнок всегда старался выполнять все задания без исключения на отлично, к 8-му классу она вышла из строя, попала с неврозом в больницу. В гимназию она больше не вернулась. О каких-то особых достижениях в учёбе уже не было речи, просто уже надо было окончить школу, как-нибудь какую-нибудь, самую простую. Тот эксперимент в итоге признали неудачным, с её слов, конечно. И вот девочке 17 лет, ничем кроме учёбы в школе она не занималась, не считая танцев, при этом весь позвоночник в грыжах. Напряжение зашкаливает. Всё, за что берётся, старается довести до идеала, а поскольку это невозможно, всегда недовольна собой. И нет ни одного образа, ни о чём. Образное мышление на нуле. Спрашиваю, какая у неё любимая книга. Ни одной книги она за все годы не прочитала, несмотря на отличную учёбу. Некогда, говорит. То есть чтение книг рассматривается как пустая трата времени. А меж тем
Пример этой девочки - это пример того, как неудачные эксперименты в образовании убивают детей вместо того, чтобы учить и развивать, иссушая их мышление. 2. Мышление заблокировано обидами. Это могут быть очень серьёзные обиды, вполне обоснованные. Например, мама в порыве гнева неоднократно говорила ребёнку, зачем я тебя вообще родила. И несмотря на то, что человек уже взрослый, такие обиды без психотерапевтической помощи отпустить невозможно. 3. Мышление заблокировано потерявшей актуальность, устаревшей информацией. Знания и информация - это особый вид энергии. И эта энергия может блокировать мышление как цемент водосток. И тогда нужная информация перестаёт поступать, а та, которая зацементировалась на уровне мышления, создаёт колоссальное напряжение в голове. А поскольку человек перестаёт усваивать новые и нужные для жизни знания, в теле возникает состояние тревоги, человек в результате дезадаптирован в окружающей среде. 4. Рационализация и интеллектуализация как центральная психологическая защита. Жизнь без образа жизни тяжела и мучительна, состоит из напряжения и необъяснимой тревоги, непредсказуема и враждебна. Но это не означает, что помочь человеку невозможно. Ведь есть мысли, ощущения, чувства и эмоции. И бессознательное способно воспринимать образы через метафоры, даже если человеку пока сложно их воспроизводить самостоятельно. И по мере проработки застаревших, потерявших актуальность обид и страхов, отлаживания потока актуальной информации и знаний, образы начинают проявляться, напряжение спадает, а для тревог исчезает почва. И девочка без образов оставила груз, который почувствовала за спиной, на диване психолога, и отправилась с лёгкостью в свою только ещё начинающуюся взрослую жизнь.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|