|
Образы и логика в обученииАвтор статьи: Евгений Кошеваров
Сегодня поговорим о двух важных моментах в образовании, которые почему-то совершенно отсутствуют, полностью или частично, в общеобразовательной школе. Итак, первый момент – баланс между правым и левым полушарием. Второй момент – итоговое занятие, и добавим третий момент – погружение в тему, хотя это оставим на потом. Давайте об этом поподробнее.
Правое и левое полушарие
Первый момент – баланс нагрузки на левое и правое полушарие. Левое полушарие мыслит логикой, правое полушарие мыслит образами. Великий Никола Тесла мог в голове – образами воссоздать машину или механизм, и там же – в голове – это дело протестировать, найти слабое место и тут же подправить образ механизма, дабы машина работала оптимально. Теперь давайте этот образ переведем в область левого полушария. Это значило бы, что нам, сперва, пришлось бы изучить сопромат, механику, химию и естественно, физику. После этого, необходимо было бы применить все законы сопромата и физики и численных методов практически как каждому элементу механизма, рассчитать различные параметры, нагрузки и сопротивления, движущую силу и т.п. Внести изменения в механизм и произвести все расчеты заново… Вот вам и левое полушарие. Возьмем учебник: Физика, 7 класс (А. В. Перышкин) 2006. Стр. 59: «Проведем опыт. На середину горизонтально расположенной доски поставим гирю (рис. 64). Под действием силы тяжести гиря начнет двигаться вниз и прогнет доску, т. е. доска деформируется. При этом возникает сила, с которой опора (доска) действует на тело, расположенное на ней. Из этого опыта можно сделать вывод, что на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновесила силу тяжести. Эту силу называют силой упругости». Если это читать на уроках – это левое полушарие. Если одновременно с этим, ученик вспоминает свой ранее пережитый опыт – включается правое полушарие, и материал усваивается в сотни раз быстрее. Просто канал у правого полушария шире в несколько сотен, а то и тысяч раз! Этим успешно пользуются в экспериментальной школе Щетинина. А теперь представьте, что за один урок, выйдя на природу, учитель может дать информацию, осознанно обращая внимание на законы, что описаны в учебнике по физике. На один закон природы, учитель потратит максимум минут 5. Далее, обязательно – поиск действия закона в других местах самими детьми. Это уже твердая «четверка» на всю жизнь. Да, есть предметы, которые дать на правое полушарие очень трудно. Тогда надо обязательно добавить следующий момент (опускаю длинную лекцию по вниманию – может быть в следующий раз). А момент этот заключается вот в чем. Длительность урока максимум 35 минут (об этом в следующих материалах), порядок уроков – левополушарный урок сменяется на правополушарный, и наоборот, так построен весь учебный процесс. В итоге, избегая однополярного перегруза, ученик становится более восприимчивым к познаниям. Кстати, вы наверно уже догадались, что перегрузить можно только левое полушарие!!??
Итоговое занятие
Опять обратимся к трудам Щетинина. Сперва я сам не понимал, как же можно без оценок. Оказывается, есть только 2 оценки: «понял» и «не догнал». Если ты понял – ты понял на всю жизнь. Все остальное – не догнал. Двойка не ставится, а просто ученик проходит неосвоенный модуль с другой группой. Как же узнать – понял ученик материал или нет? Понял ли его целостно и основательно? Все гениальное – просто. Необходимо и достаточно дать ребенку возможность выразить изученный материал красками, карандашами или вылепить из пластилина. Во как! Слабо вылепить силу трения? И опять мы приходим к правому полушарию. Получается, что буквы и заученные предложения нам не интересны – их невозможно вылепить – представить в виде образа. И только когда разными путями тема урока перешла в правое полушарие – вот тогда материал усвоен. Плюсом ко всему – появляется взаимосвязь и более широкое понимание всего предмета. Это уже твердая «пятерка» на всю жизнь! Ну а если ребенок не может представить в образе пройденную тему – стоит ли его дальше обучать? Стоит ли дальше давать знания, если в обучении есть пробел? Ведь этот пробел будет нарушать взаимосвязь всего предмета! Поэтому, зачем ставить оценку? Или понял, или нет – другого не дано. И это действительно можно назвать истинным пониманием и владением материала. Ну что, два момента рассмотрели, остальное – погружение в тему, вопрос разного возраста группы и длительность уроков рассмотрим в следующий раз. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|