Темперамент и потребности

Автор статьи: Елена Бархатова

Еще со времен Гиппократа люди были разделены по типу поведения и поведенческим реакциям. Такой тип деления был назван темпераментом. По мнению Гиппократа в организме человека присутствуют четыре жидкости, соответствующие четырем элементам природы воздуху (кровь), воде (лимфа), огню (желчь) и земле (черная желчь). Именно от соотношения в организме человека этих жидкостей зависит тип его поведения и своеобразие его реакций.

По типу преобладающей жидкости получили названия типы темперамента: сангвиник – преобладает кровь; флегматик – преобладает лимфа(слизь); холерик – преобладает желчь; меланхолик – преобладает черная желчь.

Сангвинику свойственна высокая эмоциональная и психическая активность, живая жестикуляция. Он быстро реагирует на окружающие события, очень впечатлителен, подвижен и легко переносит неприятности и неудачи.

Холерик имеет высокую активность, энергичен, резок и стремителен в движениях, импульсивный, имеет яркие эмоциональные переживания, вспыльчив и не сдержан.

Меланхолик имеет низкую активность, эмоционально раним, движения и речь отличаются медлительностью. Он замкнут и имеет склонность к тяжелым внутренним переживаниям без особой на то причины.

Флегматик медлителен, ровен, спокоен. Имеет трудности в переключении с одной деятельности на другую, постоянен в настроении и чувствах.

Темперамент и потребности

Темперамент определяет лишь тип поведения человека и не дает характеристику взглядов, интересов, моральных ценностей. Темперамент устойчив и не меняется в течение жизни. Формирование темперамента зависит от наследственности, окружающей человека среды и воспитания. Но влияние воспитания и окружающей среды способны изменить только навыки и привычки, но не меняют сам темперамент. В процессе воспитания у человека можно сформировать определённые привычки, навыки, стиль поведения, которые позволяют сгладить имеющиеся в темпераменте недостатки.

Тип темперамента ребенка оказывает сильное влияние на процесс его воспитания. Особенности его темперамента, начиная с самого рождения, диктуют воспитывающим его взрослым определённое поведение по отношению к нему. Используя одни и те же способы поведения взрослые формируют свойства личности и стереотипы его поведения. Темперамент ребенка определяет поведение взрослых, а взрослые воздействуют на ребенка посредством его темперамента, таким образом воздействие окружающей среды и воспитания опосредованы темпераментом ребенка. Все взаимосвязано. От темперамента ребенка зависит отношение к нему взрослых, от отношения к нему взрослых зависит развитие его личности.

Индивидуальные свойства личности развиваются в результате наследственных факторов, влияния окружающей среды и воспитания.

Обладатели разных типов темпераментов по-разному адаптируются в окружающем мире. Наиболее приспособленными к жизни являются люди, обладающие темпераментом сангвиника и флегматика. Холерик менее приспособлен к жизни в силу своей возбудимости. Меланхолик характеризуется низкой выносливостью (работоспособностью).

Независимо от темперамента и свойств личности фундаментом всего поведения и психической деятельности человека являются его потребности. Человек формирует свое представление о нормах существования в социуме на основе потребности следовать определенным нормам поведения. Ребенок усваивает нормы поведения, имитируя поведение взрослых. Поэтому большое значение в воспитании имеет не то, что взрослый говорит ребенку, а то, что он делает сам.

Стремление ребенка подражать взрослым приводит к тому, что он усваивает демонстрируемые ими стереотипы поведения. Если поведение воспитателей расходится со словами, то это может привести к формированию цинизма.

 Еще одной потребностью ребенка является потребность в обучении. Удовлетворение данной потребности связано с повышением уровня компетентности. Высокая компетентность позволяет человеку быть уверенным в себе, независимым и самостоятельным. Низкая компетентность формирует зависимое поведение, высокую тревожность, зависть и т.п.

Основные черты характера закладываются у ребенка в раннем детстве. Это связано с тем, что на ранних этапах развития в функциональном развитии мозга существуют критические периоды. В критические периоды восприимчивость мозга настолько высока, что все, что запечатлевается в нем, оставляет след на всей судьбе человека. Если в этот период ребенок сталкивался с лишениями, жестоким обращением, недостатком питания или общения у него формируются некомпенсируемые дефекты, приводящие к расстройству физического и психического здоровья.

Знания особенностей темперамента и потребностей, связанных с формированием личности позволяют избегать конфликтов и недоразумений в общении с окружающими.



Просмотров: 248
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Типы темперамента: Меланхолик, Флегматик, Сангвиник, Холерик.
  • Темперамент – основа поведения ребенка
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Типы токсичного поведения матерей: влияние на личность ребенка
  • Индивидуальный стиль деятельности или особенности темперамента?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Основные сценарии поведения человека
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Первая часть
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 4. Игнор
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 3. Морализаторы
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Вторая часть
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Причины негативного поведения ребенка
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Совместная деятельность детей и взрослых это залог воспитания достойного человека
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Части. Менеджеры поведения человека
  • О формировании пищевого поведения человека
  • 5 причин плохого поведения ребенка.
  • Коррекция нежелательного поведения ребенка.
  • Как избавиться от нежелательного поведения ребенка?
  • Изменение поведения другого человека. Три вопроса
  • Детский темперамент (3) Сложный темперамент ребенка. Принципы взаимодействия
  • Секреты перестройки плохого поведения ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь