|
Темперамент и потребностиАвтор статьи: Елена Бархатова
Еще со времен Гиппократа люди были разделены по типу поведения и поведенческим реакциям. Такой тип деления был назван темпераментом. По мнению Гиппократа в организме человека присутствуют четыре жидкости, соответствующие четырем элементам природы воздуху (кровь), воде (лимфа), огню (желчь) и земле (черная желчь). Именно от соотношения в организме человека этих жидкостей зависит тип его поведения и своеобразие его реакций. По типу преобладающей жидкости получили названия типы темперамента: сангвиник – преобладает кровь; флегматик – преобладает лимфа(слизь); холерик – преобладает желчь; меланхолик – преобладает черная желчь. Сангвинику свойственна высокая эмоциональная и психическая активность, живая жестикуляция. Он быстро реагирует на окружающие события, очень впечатлителен, подвижен и легко переносит неприятности и неудачи. Холерик имеет высокую активность, энергичен, резок и стремителен в движениях, импульсивный, имеет яркие эмоциональные переживания, вспыльчив и не сдержан. Меланхолик имеет низкую активность, эмоционально раним, движения и речь отличаются медлительностью. Он замкнут и имеет склонность к тяжелым внутренним переживаниям без особой на то причины. Флегматик медлителен, ровен, спокоен. Имеет трудности в переключении с одной деятельности на другую, постоянен в настроении и чувствах. Темперамент определяет лишь тип поведения человека и не дает характеристику взглядов, интересов, моральных ценностей. Темперамент устойчив и не меняется в течение жизни. Формирование темперамента зависит от наследственности, окружающей человека среды и воспитания. Но влияние воспитания и окружающей среды способны изменить только навыки и привычки, но не меняют сам темперамент. В процессе воспитания у человека можно сформировать определённые привычки, навыки, стиль поведения, которые позволяют сгладить имеющиеся в темпераменте недостатки. Тип темперамента ребенка оказывает сильное влияние на процесс его воспитания. Особенности его темперамента, начиная с самого рождения, диктуют воспитывающим его взрослым определённое поведение по отношению к нему. Используя одни и те же способы поведения взрослые формируют свойства личности и стереотипы его поведения. Темперамент ребенка определяет поведение взрослых, а взрослые воздействуют на ребенка посредством его темперамента, таким образом воздействие окружающей среды и воспитания опосредованы темпераментом ребенка. Все взаимосвязано. От темперамента ребенка зависит отношение к нему взрослых, от отношения к нему взрослых зависит развитие его личности. Индивидуальные свойства личности развиваются в результате наследственных факторов, влияния окружающей среды и воспитания. Обладатели разных типов темпераментов по-разному адаптируются в окружающем мире. Наиболее приспособленными к жизни являются люди, обладающие темпераментом сангвиника и флегматика. Холерик менее приспособлен к жизни в силу своей возбудимости. Меланхолик характеризуется низкой выносливостью (работоспособностью). Независимо от темперамента и свойств личности фундаментом всего поведения и психической деятельности человека являются его потребности. Человек формирует свое представление о нормах существования в социуме на основе потребности следовать определенным нормам поведения. Ребенок усваивает нормы поведения, имитируя поведение взрослых. Поэтому большое значение в воспитании имеет не то, что взрослый говорит ребенку, а то, что он делает сам. Стремление ребенка подражать взрослым приводит к тому, что он усваивает демонстрируемые ими стереотипы поведения. Если поведение воспитателей расходится со словами, то это может привести к формированию цинизма. Еще одной потребностью ребенка является потребность в обучении. Удовлетворение данной потребности связано с повышением уровня компетентности. Высокая компетентность позволяет человеку быть уверенным в себе, независимым и самостоятельным. Низкая компетентность формирует зависимое поведение, высокую тревожность, зависть и т.п. Основные черты характера закладываются у ребенка в раннем детстве. Это связано с тем, что на ранних этапах развития в функциональном развитии мозга существуют критические периоды. В критические периоды восприимчивость мозга настолько высока, что все, что запечатлевается в нем, оставляет след на всей судьбе человека. Если в этот период ребенок сталкивался с лишениями, жестоким обращением, недостатком питания или общения у него формируются некомпенсируемые дефекты, приводящие к расстройству физического и психического здоровья. Знания особенностей темперамента и потребностей, связанных с формированием личности позволяют избегать конфликтов и недоразумений в общении с окружающими. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|