Гештальт-подход в работе с мусульманами

Данная статья отражает опыт работы с клиентами-мусульманами, в которой процесс гештальт-терапии обретает свою специфику. В статье идет речь о глубоковерующих мусульманах, строго придерживающихся правил и запретов, стремящихся жить согласно ценностям, пронизанных Исламом. Шариат, намаз, ураза, хиджаб, халяль, закят, тарахат – обычная часть их жизни.

Верующий человек идет по пути духовного становления, при этом его психологическая конституция – во многом "земная", и чем лучше он это осознает, тем меньше рисков уйти в иллюзию благонравия, что, в свою очередь, тоже является грехом. Уже в связи с этим сегодня наблюдается интерес верующих людей к посещению психологов с целью самопознания, более глубокого понимания себя. В современном мусульманском сообществе психология признана как наука и практика в тех ее формах, где она не противоречит Исламу. Известный мусульманский психолог М. Бадри в своей книге пишет: "Современные психотерапевтические и психиатрические дисциплины не являются по своей сути антирелигиозными, они в определенной степени автономны и нейтральны, предлагая только средства и орудия воздействия, а потому при правильном использовании могут быть полезными для мусульман и для дела ислама" [1, с.9-10]. Опасность, с его точки зрения, представляет слепое следование различным психологическим и социальным теориям, сложившимся в рамках антирелигиозного мировоззрения.

Ресурс веры имеет большое значение, но и помощь профессиональных психологов часто необходима для стабилизации состояния человека, выхода из кризиса, налаживания отношений с близкими. Все это важно не только в связи с ценностью психического и психологического здоровья людей, их индивидуального благополучия, но и для профилактики семейного насилия, связанного с религиозным фанатизмом, и религиозно мотивированного экстремизма как социально опасных явлений [2].

Законы психики, различные психологические механизмы внутри личности, социально-психологические закономерности отношений сохраняют свое влияние на человека независимо от его мировоззрения и духовной практики. Потребности, эмоции, чувства в их базовых уровнях имеют обычную человеческую природу. Люди, независимо от религиозных убеждений, испытывают стресс, в их жизни также разворачиваются драмы, истории, оставляющие психологические травмы, в отношениях возникают сложности, которые могут быть решены благодаря профессиональным психологическим подходам.

Гештальт-подход как направление, фокусированное на потребностях и чувствах, ориентирован на помощь в их осознавании, а также в обнаружении механизмов прерывания контакта с миром, и далее психолог поддерживает клиента в поиске способов удовлетворения потребностей, восстановления этого контакта [4], [8]. В связи с этим можно встретить мнения, где гештальт-подход понимается как терапия, растормаживающая потребности человека, что противоречит ценностям мусульман, так как Ислам запрещает человеку делать "все, что вздумается". Религиозное мировоззрение и образ жизни связаны с запретами. Исламский шариат накладывает на мусульман ряд предписаний, правил и ограничений, которым человеку не всегда легко следовать: "Каждый верующий является в мире этом заключенным, на которого возложены запреты и непростые обязанности. А когда он умирает, то избавляется и отдыхает от всего этого и возвращается к тому, что уготовил ему Всевышний Аллах из числа вечного блаженства, лишенного недостатка..." (имам ан-Навави[1]). Представления гештальт-подхода об интроектах как о том, что мешает удовлетворению потребностей и идея терапевта конфронтировать с ними может отвернуть мусульманина от этого метода, тогда как, на самом деле, гештальт-подход способен помочь в развитии осознанности и ответственности, что является ценным с точки зрения Ислама.

Гештальт-терапевты, работающие с клиентами, ориентированными на религиозные нормы, со своей стороны оказываются перед сложной задачей – сочетать философию гештальта и принципы самоограничения религиозного клиента. Это может проявляться в профессиональной растерянности, в тенденции конфронтировать с внутренними запретами клиента как с интроектами, препятствующими полному контакту и, соответственно, оставляющими человека в состоянии неудовлетворенности. В работе с мусульманами важно знать основные позиции исламской религии, особенно основные запреты и ценности, которые регулируют жизнь человека. В тех случаях, когда важно сделать выбор, клиенты-мусульмане опираются не на себя, а на мнения референтных лиц, в число которых психолог входит лишь относительно. И здесь в задачу психолога входит тщательный мониторинг своих конкурентных тенденций. В том случае, если психолог выбирает учитывать систему предписаний клиента, нередко возникает ощущение недостаточной динамики в разрешении заявленной проблемы, так как классический путь гештальта ("концентрация на чувствах", "движение от потребности к объекту ее удовлетворения", "аутентичность") может оказаться неприемлемым клиенту.

Ф. Браунелл считает важными вопросы, касающиеся того, в какой степени гештальт-терапевт:

1) понимает убеждения, особенности, привычки и мировоззрение своего религиозного клиента;

2) способен работать в рамках перспективы и установок религиозного опыта и убеждений этого клиента, что означает не только сохранение перспективы клиента при рассмотрении того, как он конструирует реальность, поскольку это еще и вопрос допущения возможности того, чтобы перспектива клиента меняла перспективу терапевта – "слияние горизонтов" Гадамера;

3) может помочь в стимулировании роста или изменений, отвечающих религии клиента. [3, с. 426].

Именно работа с клиентами, которые несут в себе глубокие религиозные убеждения и устойчиво защищают их, хорошо тренирует позицию невмешательства в ценности человека. Данный пункт имеется в Этическом Кодексе любой психологической организации, он охраняет право личности на идентичность, ценности, убеждения и ограничивает риски расширения своих функций психологом. Также хорошо тренируются навыки гештальт-терапевта, направленные на помощь в осознавании. Установка на невмешательство в религиозные убеждения препятствуют соблазну уйти в когнитивно-ориентированные и поведенческие направления во время сессии и заполнить ими гештальтистское пространство: начать убеждать клиента, перестраивать его мышление, давать рекомендации.

Если брать классические интерпретационные схемы гештальт-подхода –психологическое напряжение у человека возникает в связи с накоплением неотреагированных эмоций, с "незавершением" гештальтов, с отрицанием негативных фактов своей жизни и собственной неудовлетворенности. Жизнь в режиме большого числа ограничений как раз может обеспечить ситуацию подавления, психосоматизации, развития невротических расстройств [5]. С другой стороны, как указывает О.С. Павлова, "при анализе причин психологических проблем должны рассматриваться не только био-психосоциальные, но и духовные факторы: равно как и при оказании психологической помощи следует опираться на ценности духовного роста и духовного развития личности как основные источники психологической устойчивости" [8, с. 175].

Практическая работа с мусульманами показала, что внутри этой группы клиентов наблюдается большая дифференциация, которая объясняется различиями в глубине веры, уровнем осознанности, общей психологической культурой, а также психологической конституцией и жизненным опытом. Однако есть и нечто схожее, объединяющее клиентов, живущих в соответствии со сводом правил Ислама и развивающих в себе религиозность.

Приемы гештальт-терапии, направленные на осознание и признание внутренней правды, легче принимаются клиентами-мусульманами, чем техники отреагирования и проживания чувств. Некоторые клиенты охотно участвуют в гештальт-экспериментах, тогда как у части – даже классический вопрос "Что ты сейчас чувствуешь?" вызывает тревогу. Обращенность к чувствам, переживаниям трактуется как нежелательное с точки зрения веры, кроме того – нередко там обнаруживается негативная эмоция, отрицательное отношение к кому-то из близких, что конфликтует с Я-концепцией. И если в рядовых ситуациях сопротивление осознаванию своих истинных состояний снять чаще удается, то в случае с запретом на негативные эмоции как признание религиозного закона – дела обстоят сложнее. И даже когда человек их осознает – смоделировать ситуацию для отреагирования (например, техника пустого стула) может не получиться, то есть разворачивать свою агрессию даже в символическом действии исполняющие мусульмане часто отказываются. В таких случаях мы обсуждаем ситуацию, я проговариваю смысл отреагирования эмоций (говорю о том, что кроме символического завершения гештальта, человек в этом процессе много может осознать, обнаружить то, что обычно не замечал. Это делается не с целью переубедить клиента и расположить его к такого рода работе, а для того, чтобы показать смысл приема, показать, что гештальт-подход не культивирует агрессию ради агрессии. Я замечала в своей работе, как клиенты-мусульмане бдительно следят за "халяльностью" (допустимостью с точки зрения Ислама) психологических приемов. Рациональные аргументы с позиции науки или методологии гештальт-подхода не играют роли, так как запреты в данном случае имеют иную природу, и учитывать их в работе важно, более того – невозможно не учитывать. Отреагирование возможно поддержать в ходе диалога с клиентом, давая ему пространство выговариваться "накатом": клиент, по сути, проговаривает свои эмоции, выражает негативное отношение и, если удержаться и не задать вопрос (привычно для гештальт-терапевта направленный на осознавание, но который может остановить клиента), – человек может сбросить довольно много напряжения. При разговоре с клиентами, исполняющими мусульманами, я избегаю прямых определений типа "Похоже, что Вы злитесь на свою маму?", заменяя на "Похоже, что Вы испытывает много разных чувств". Фаза преконтакта и контактирования с фигурой становится длительнее, фазы полного контакта может так и не случиться. Конечно, речь идет о тенденциях, так как много примеров, когда клиенты позволяют себе сильные чувства осознанно – выражают гнев, печаль, страх. В определенной степени это зависит от уровня осознанности самих клиентов. Но в целом, можно сказать, что сдерживание является характерным механизмом, более того – оно культивируется самой религией. Священные книги мусульман (Коран и Сунна) призывают к высокому самоконтролю.

Постепенно, если терапия длительная, ситуация меняется в сторону большего признания своих чувств и отношений, клиенты глубже заходят в свои переживания. Я это связываю с тем, что за время терапии клиент начинает больше понимать ее суть, видит, что он не теряет контроль над собой и над ситуацией (что важно верующим), видит контуры, границы своего эмоционирования, возможность подбирать форму самовыражения, строить проект дальнейших действий, соотносящихся с религиозными нормами.

Довольно интересным специфическим содержанием сессий с исполняющими мусульманами является работа над принятием запрета (когда потребность выражена), над проживанием отказа от желаемого, от того в чем / в ком есть нуждаемость [6]. Рисунок личности мусульманина может быть вполне земным: кроме благоверных намерений, которые прописаны в Исламе, человек испытывает самые разнообразные чувства в отношении своих близких, может иметь потребность в сфере запретного (алкоголь, сексуальная свобода, обогащение и т.д.), может совершать неодобряемые или даже запрещенные Исламом поступки. Вера и ежедневные ритуалы способна перестраивать поведение и в определенной степени потребностную сферу личности, некоторая трансформация возможна, но в реальности люди, принимая правила и стараясь им следовать, остаются "живыми". При этом осознанность может быть разная: одни отрицают у себя наличие неодобряемых религией потребностей, чувств и не осознают действий, связанных с ними, а другие признаются себе, а порою и другим, в том, что их "нафс" еще далек от совершенства.

В Исламе понятием "нафс" обозначаются базовые потребности. Нафс – это душа человека с ее "низменными" и "возвышенными" устремлениями. Научиться управлять своей душой с пользой для себя и окружающих есть цель Ислама, жизнь мусульманина – это путь от животного состояния к тому, чтобы приблизиться к Всевышнему. Нафс, который представляет человеческую природу, согласно богословским трактованиям, имеет также сложную структуру – семь ступеней (испорченный, обвиняющий, вдохновленный, уверенный, довольный, приятный, очищенный нафс). Мусульмане часто используют слово "эго" как синоним. Нафс человека поддается изменению, контролировать нафс – значит взять верх над желаниями и мечтами, гневом, быть терпеливым, и это является целью верующего-мусульманина.

Проживание выбора и осознанное самоограничение в пользу ценностей, поддерживаемых Исламом, в реальности бывают очень непростыми, и важно, чтобы это было экологичным для психики человека и одновременно позволяло сохранять религиозную целостность мусульманина. Цикл контакта может являться не только путем удовлетворения потребности или быть сорванным через действия механизмов сопротивления, но также может представлять из себя процесс осознанного свободного самоограничения. Осознанность и будет означать свободу выбора между свободой и ограничениями.

Принятие невозможности "завершить гештальт" через признание большей значимости собственной системы ценностей позволяет таким образом гештальт завершить – проживая, чувствуя эту ситуацию. В терминах гештальт-подхода – человек организует "полный контакт", наполняя фазу не процессом удовлетворения потребности, а "прощанием" с ней, что само по себе является контактом. Это соответствует одному из главных принципов гештальт-подхода – принципу целостности личности, и позволяет ассимилировать свой опыт через встречу потребностей, чувств, ценностей с жизненной ситуацией. Не всегда для того, чтобы остаться в границах мусульманских ценностей надо "прощаться" с потребностью, часто оказывается, что истинной потребностью на самом деле является как раз такая, которую удовлетворять возможно, размещая ее в пространстве семьи, ближайшего окружения, выбирая "допустимый" путь самореализации, либо закрывать незавершенный гештальт через терапию с психологом, особенно если там есть психологическая травма, история с сильными чувствами [5].

В поддержку мусульманской идентичности гештальт-подход способен обеспечить развитие осознанности и творческое, экологичное, с точки зрения био-психосоциальных законов, приспособление к реальности религиозных ограничений, а также ответственность за собственный выбор, которая сегодня особенно актуальна в связи с глобализацией и появлением в поле жизни человека огромного множества шагов и путей. Конечный выбор осуществляет сам верующий – в соответствии с тем, что является допустимым или недопустимым, психолог лишь помогает процессу осознавания отношения к этому и поиска творческого решения часто непростого уравнения: удовлетворения своих потребностей, живого реагирования на мир и одновременной приверженности к высшему закону. Современная гештальт-терапия тесно переплелась с экзистенциальной психологией, фокусом которой являются антропологические понятия смысла и ценностей, идентичности человека, его существования и самоосуществления. Благодаря этому метод способен помочь человеку отличать и выбирать для себя приемлемое, быть свободным, но одновременно сохранять то важное и ценное, что закрепляет человеческое в человеке, а у верующего – духовное.

Таким образом, гештальт-подход применим в работе с исполняющими мусульманами. В процессе появляется определенная специфика, которая особенно ощутима на начальных этапах. Правильное, безопасное для религиозной целостности построение процесса гештальт-терапии позволяет развернуть клиента в сторону проживания своих переживаний как органического комплекса эмоций, чувств, мыслей, интенций. Осуществляя выбор клиент, живущий по Исламу, опирается в первую очередь на его законы и предписания. Задача психолога помочь клиенту, ориентированному на духовный уровень, сохраниться в био-психосоциальных слоях своего жизнеосуществления, при этом не конфронтируя с мусульманскими ценностями и, возможно, даже помогая клиенту в его духовном развитии.

Список литературы:

  1. Бадри М. Теория и практика исламской психологии / под ред. О.С. Павловой, В.С. Полосина. - М.: АНО НПЦ "Аль Васатыя - умеренность", 2018. - 268 с.
  2. Бариева Н.Ю., Павлова О.С. Научно-практические семинары "Психологическое консультирование мусульман: основы теории и практики" в Казани // Минбар: исламские исследования. - 2018. - Т.11. - №1. - С.188-194.
  3. Браунелл Ф. Прикосновение иного рода: контакт с Богом и духовное Self // Self: полифония современных идей в гештальт-терапии / под ред. Ж.-М. Робина. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С.409-430.
  4. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 287 с.
  5. Мерсиянова А.П. Осознанное движение от эго к Высшему через свободный выбор: возможности гештальт-подхода (в рукописи) // Международная научно-практическая богословская конференция «Возрождение традиционного духовного наследия российских мусульман: проблемы сохранения мусульманской идентичности в условиях мировой глобализации». - 15-16 ноября 2017 (г. Махачкала, Дагестан). - Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/go_Em
  6. Мерсиянова А.П. Гештальт-подход в консультировании мусульман: встреча потребности и ценности в цикле контакта (в рукописи) // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия». - 12 октября 2018 (г. Москва).
  7. Павлова О.С. Психология ислама: институционализация научной дисциплины в российском контексте // Минбар: исламские исследования. - 2018. - Т.11. - №1. - С.169-181.
  8. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлайн Р. Практикум по гештальттерапии. – М.: Психотерапия, 2007. – 240 с.

 

[1] см. "Шарх Сахих Муслим" 9/468

По данной теме также можно прочитать

Мерсиянова А.П. Осознанное самоограничение верующего: возможности гештальт-подхода (2017 год) https://www.psyoffice.ru/article/samoogranicheniya/?prt=angelika

 

Гештальт подход в работе с мусульманами





Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Эссе на тему "Феноменология гештальт-подхода"
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Почти идеальный гештальт (опыт занятий "терапия небом")
  • Трудности "перевода" (размышления гештальт-терапевта)
  • Синдром эмоционального выгорания. "Реанимация" в гештальт-терапии
  • Групповое гештальт - изнасилование "личности"
  • Как работает гештальт-терапия(отрывок из книги "Депрессия"(Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л.,2009)
  • "Контакт в гештальт-терапии"
  • Долгосрочная гештальт-терапия: для кого, для чего, почему "долгосрочно"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • О "пограничниках" в гештальт-терапии
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Что такое "Гештальт-терапия"?
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Эссе "Гештальт моей Вселенной"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь