|
В детский сад без слезАвтор статьи: Короцинская Юлия Анатольевна
Дети раннего возраста имеют свои, специфические, присущие только этому периоду, этапы психологического и эмоционального развития. Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и продолжительность адаптационного периода зависят от таких факторов, как:
• состояние здоровья и уровень развития ребенка: здоровый, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности социальной адаптации; • уровень натренированности адаптационных механизмов: дети, которые уже бывали в разных ситуациях, которые любят ходить в гости и умеют переносить стресс, легче привыкают к детскому заведению; • опыт общения со взрослыми и сверстниками: т.е., умение положительно относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми. Первая группа - те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Такие дети коммуникабельны, самостоятельные. Вторая группа - малыши, которые адаптируются медленнее и тяжелее. Поведение таких детей нестабильно. Периоды заинтересованности игрой сменяются периодами безразличия, капризами. Навыки игры и общения развиты у них недостаточно. Третья группа - дети, которые трудно приспосабливаются к новому. Такие дети несамостоятельные, неконтактные. Сон, аппетит - плохие, возможно и вовсе отсутствуют. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения, возникновению неврозов у ребенка. Для того, чтобы процесс адаптации не затягивался, необходимы следующие условия: -Прислушиваться к советам педагогов, если ребенок чувствует между родителями и воспитателем полное понимание - он быстрее привыкает; - В первые дни рекомендуется кратковременное пребывание в группе - 1-2 часа; - Приблизить домашний режим к режиму садика; - Провести все профилактические мероприятия, рекомендованные врачом; -Воздерживаться от шумных массовых представлений, чтобы уменьшить эмоциональную нагрузку; - Обучать навыкам самообслуживания (одевание, умывание, собирание игрушек). Возникновение у ребенка устойчивого «адаптационного синдрома» свидетельствует о его неготовности к выходу из семьи. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите его туда, чтобы он представлял, что это такое. 2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Расскажите родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. 5. Скажите, что теперь утром вся семья будет отправляться на работу: папа и мама – на свою работу, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой. 6. Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему в письменном виде: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях. 7. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее. 8. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа. 9. Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки. 11. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет выполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать". 12. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не забирать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. 15. Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: обычная теплая вещь, пахнущую домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частица безопасности. 17. На первых порах старайтесь уделять своему ребенку тройную дозу внимания дома и на прогулках, напоминайте вечером ему садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок идет в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик. 18. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к детскому саду, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе. 19. И, наконец, самое главное: водите ребенка в детский сад систематически, не поддаваясь на все уговоры. Стоит только пропустить 3 дня – и адаптация начинается для ребенка сначала. Поэтому настройте, в первую очередь себя, что ребенок должен посещать садик регулярно, только тогда он может привыкнуть к обстановке.
НЕСКОЛЬКО ПРИЕМОВ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ РЕБЕНКУ УТРЕННЕЕ ПРОЩАНИЕ • Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Иначе малыш почувствует ваше беспокойство и ему будет еще сложнее успокоиться. • Никогда не пытайтесь «ускользнуть» незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он доверял вам. • Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его: например, всегда целуйте ребенка в щечку, а затем нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное. • Не пытайтесь подкупить ребенка, например, обещанием купить новую игрушку, чтобы он остался в детском садике. • Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он устраивал, ему все равно придется идти в детский сад. Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с капризами и слезами ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|